Мы могли уничтожить жизнь на Марсе, пытаясь ее обнаружить

Исследователь Дирк Шульце-Макух предполагает, что жизнь на Марсе существует. Но с самой первой попытки ее обнаружить в 1976 году мы убиваем ее своими экспериментами, поэтому ничего и не видим.

Жизнь на Марсе могла сохраниться и после того, как исчезла вода
Жизнь на Марсе могла сохраниться и после того, как исчезла вода. Источник: ESO/M. Kornmesser

Аппараты Viking и жизнь на Марсе

Многочисленные исследования, осуществленные автоматическими станциями, которые садились на Марс в течение последних десятилетий, показали, что жизни в его почве нет. Однако астробиолог из Берлинского университета Дирк Шульце-Макух не согласен с общепринятыми выводами и считает, что мы сами виноваты в том, что не нашли ее.

Несмотря на сенсационность заявления, Шульце-Макух не собирается ставить под сомнение тот факт, что четвертая от Солнца планета представляет собой пустыню. Просто он считает, что в этой пустыне микроскопическая жизнь все же существует. Свои размышления он начал с первых поисков жизни на Марсе, которые происходили в 1976 году.

Тогда на Красную планету совершили посадку два аппарата Viking. Один из них и попытался обнаружить органику с помощью газового масс-хромотографического спектрографа. И он нашел органику в виде хлорсодержащих веществ. Тогда ученые решили, что они были следствием загрязнения устройств земными моющими средствами.

Именно этим экспериментам мы обязаны убеждением в том, что на Марсе сейчас нет жизни. При этом на самом деле хлорорганика является обычной вещью на Красной планете. Однако относительно того, каким путем она образовалась: с участием живых организмов или без них, у ученых нет никакой уверенности.

Дальнейшие исследования

Однако на самом исследовании аппарата Viking Шульце-Макух не останавливается. Он заявляет, что дальнейшие эксперименты по определению наличия жизни в марсианском грунте также могли закончиться его гибелью. И то, что они осуществлялись с помощью других методов, никак делу не помогает.

Все они базировались на добавлении в марсианский грунт воды с последующими попытками обнаружить сложные органические вещества, которые образуются в результате деятельности живых организмов. Эта идея вполне логична, если исходить из того, что на земле вся жизнь происходит с участием воды.

Однако Шульце-Макух убежден, что если на Марсе до сих пор существует микроскопическая жизнь, то она должна была бы приспособиться к условиям холодной пустыни. И вода в том количестве, которое добавляли в почву автоматические станции, была бы для нее ядом.

По этому поводу он обращает внимание на интересную особенность пиролитических исследований, которые происходили в рамках одной из миссий. Тогда контрольный образец, в который не добавлялась вода, показал значительно более четкие признаки жизни, чем те, над которыми и осуществлялся эксперимент.

Другие исследователи считают выводы астробиолога слишком сомнительными. Однако он пропагандирует свои взгляды с 2007 года и не собирается сдаваться. Шульце-Макух предлагает в следующих миссиях проводить исследования без применения воды.

По материалам www.sciencealert.com.