Китайский стартап впервые запустил ракету с жидкостным двигателем

Китайский стартап Space Pioneer 3 апреля запустил в космос ракету «Тяньлун-2». Это первый частный носитель этой страны, который работает на жидком топливе и смог успешно вывести на орбиту полезный груз.

Ракета «Тяньлун-2», запущена стартапом Space Pioneer
Ракета «Тяньлун-2». Источник: Space Pioneer

Успех китайского стартапа

Ракета «Тяньлун-2» успешно стартовала 3 апреля в 11:48 по киевскому времени с космодрома Цзюзюань. Ее разработчик — частная китайская компания Space Pioneer. Запуск уже признали успешным.

Небольшой экспериментальный спутник дистанционного зондирования «Ай Тайкон Кексу», в переводе — «наука космической любви», оказался на орбите 478 на 496 км с наклоном в 97,4 градуса. Его разработчиком является компания Hunan Hangsheng Satellite Technology Co., Ltd.

«Тяньлун-2» — это первая китайская частная ракета на жидком топливе. До сих пор местные стартапы запускали только носители на твердом топливе. Новая ракета Space Pioneer имеет три ступени и способна выводить 2000 кг груза на низкую околоземную орбиту или 1500 кг на орбиту высотой 500 км.

Каждая из ступеней ракеты «Тяньлун-2» оснащена газогенераторным двигателем YF-102, который развивает тягу в 85 тонн. Ее характеристики наводят на мысль, что инженеров компании консультировали специалисты государственной корпорации CASC. Частично эти двигатели были изготовлены на 3D-принтере.

Стартап Space Pioneer

Space Pioneer начала свою работу еще в 2018 году. С тех пор она смогла получить от частных и государственных инвесторов примерно 3 млрд юаней финансирования (примерно 438 млн долларов США).

Компания продолжает получать от вкладчиков денежные средства. Их она планирует использовать для разработки большей ракеты-носителя «Тяньлун-3». Это будет двухступенчатая ракета, которая сможет выводить на низкую околоземную орбиту 60 спутников общим весом до 15 тонн.

Характерной особенностью проекта этого носителя является то, что его первая ступень будет многоразовой. Она будет совершать мягкую посадку и использоваться повторно. Первый запуск «Тяньлун-3» запланирован на 2024 год.

Успехи китайских стартапов

Space Pioneer — не первая китайская частная компания, которая смогла успешно запустить ракету и вывести на орбиту спутник. До нее это сделали iSpace и Galactic Energy. Но в их случае это были небольшие твердотельные носители, не пригодные для сложных миссий.

OneSpace и Landspace также пытаются идти по этому пути, но безуспешно. В то же время другие китайские стартапы пробуют реализовать носители на жидком топливе. Пока ни один из них не преуспел, но они регулярно отчитываются о пройденных этапах.

История китайского частного ракетостроения началась в 2014 году. Правда, многие указывают на тесную связь частного и государственного космоса в Китае. Как бы там ни было, а успехи китайских ракетных стартапов сейчас очевидны для всех.

По материалам https://spacenews.com.