Китайский ровер нашел следы недавних потоков воды на Марсе

Китайский ровер «Чжужун» нашел следы недавних, по астрономическим меркам, потоков соленой воды на Марсе. Они текли по поверхности Красной планеты всего 0,4–1,4 млн лет назад.

Вода на Марсе

Собранные космическими аппаратами данные неопровержимо доказали, что в далеком прошлом Марс был совершенно не похож на привычный нам засушливый мир. На поверхности планеты текли реки и существовали постоянные озера, оставившие после себя мощные следы осадочных отложений. Но со временем эта картина изменилась. Марс лишился большей части атмосферы, а вместе с ней и воды. Считается, что ее остатки сохранилась в виде залежей водяного льда, в основном сосредоточенных под полюсами планеты.

Марс в настоящем и прошлом. Источник: wikipedia.org

В то же время климатические модели допускают, что при определенных обстоятельствах жидкая вода все еще может появляться на некоторых участках марсианской поверхности. Правда, до недавнего времени ученые не имели никаких подтверждений этой гипотезы. Но данные, собранные китайским ровером «Чжужун», могут заставить научное сообщество пересмотреть эту точку зрения.

Находка китайского марсохода

В недавнем выпуске журнала Science Advances была опубликована статья исследователей из Китайской академии наук, посвященная вопросу наличия жидкой воды на Марсе. Она базируется на данных, собранных ровером «Чжужун».

(a) Топографическая карта окрестностей, где расположено русло, (b) снимок следа высохшего потока, (с) снимок, показывающий многоугольные трещины и яркие выступы, (d) снимок круглой области с полосообразным следом, (е) трехмерное изображение впадины между двумя темными продольными дюнами и (f) ее поперечное сечение. Источник: Xiaoguang Qin et al. / Science Advances, 2023

В ходе своего движения по равнине Утопия ровер обнаружил несколько барханных дюн с серповидной морфологией, которые образовались под действием ветра. В некоторых местах на них находится яркая корка, покрытая сетью характерных трещин. Спектральный анализ показал, что она богата минералами, ассоциирующимися с соленой водой. Кроме того, рядом с одной из дюн был найден светлый полосообразный след длиной более 40 см  и шириной 1,5 см.

По мнению исследователей, найденные ровером следы были образованы потоками воды, текшими в период между 0,4 и 1,4 млн лет назад. Скорее всего, она появилась в результате таяния инея либо снега. Находка имеет важное значение. Она говорит о том, что даже сейчас на Марсе может существовать вода в жидком виде. Это, в свою очередь, может повлиять на существующие оценки вероятности существования жизни на Красной планете.

Напомним, что, несмотря на все усилия инженеров, ровер «Чжужун» пока так и не вышел из режима гибернации, в который он вошел в мае 2022 года.