Китайский марсоход нашел скрытый под поверхностью кратер

Китайский ровер «Чжужун» не двигается уже много месяцев, хотя ученые продолжают совершать благодаря ему открытия. Недавно они обнаружили под поверхностью Красной планеты кратеры, засыпанные песком.

«Чжужун»
«Чжужун». Источник: China News Service

«Чжужун» на Марсе

Китайский марсоход «Чжужун» прибыл на поверхность Красной планеты в 2020 году. В мае 2022-го он вошел в безопасный режим в ожидании зимы, которая должна наступить в северном полушарии. Выйти из него он должен был в декабре, однако власти Китая об этом так и не сообщили.

Очевидно, что марсоход молчит, но китайские ученые это никак не комментируют. Недавно Mars Reconnaissance Orbiter сделал снимок «Чжужуна», показавший, что ровер не двигался с того момента, как «уснул».

Что с ним происходит, неизвестно, но китайцы продолжают публиковать научные открытия, совершенные этим ровером. Недавно вышла работа, в которой описана структура слоев почвы на месте посадки марсохода. Она содержит любопытное открытие.

Скрытые кратеры

«Чжужун» оснащен георадаром, способным работать в двух диапазонах частот. Первый из них позволяет заглядывать на глубину до 4,5 м, а второй — на 80. Обычно эта способность используется для поиска воды под поверхностью.

На этот раз он нашел скалы, но очень интересные. Глубоко под поверхностью Красной планеты скрывались ударные кратеры и еще какие-то наклонные структуры. Это открытие немало озадачило ученых, хотя в нем не было ничего невероятного.

Дело в том, что до сих пор исследователи имели дело с сыпучим грунтом только на Луне. Он был перемолот ударами микрометеоритов и потому залегает ровными слоями небольшой глубины. А тут оказалось, что на Марсе слой песка может быть настолько мощным, что под ним прячутся древние кратеры.

Причиной этого, конечно же, является марсианская атмосфера. Какой бы тонкой она ни была, но все же надежно защищает поверхность от микрометеоритов. Зато там есть ветер и когда-то текла вода, что означает наличие эрозии.

Но кратер, который открыл «Чжужун», был засыпан вскоре после того, как образовался. И слои песка уберегли его от эрозии. Теперь такие места являются своеобразным окном в геологическое прошлое планеты.

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine