Камера темной энергии сфотографировала «галактический балет»

Представленное изображение было получено при помощи Камеры темной энергии (DECam), установленной на 4-метровом телескопе Виктора Бланко в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили. Оно демонстрирует пару взаимодействующих галактик NGC 1512 (слева) и NGC 1510 (справа).

Взаимодействующие галактики NGC 1512 и NGC 1510

NGC 1512 и NGC 1510 находятся на расстоянии 60 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Часы. 400 млн лет назад галактики закружились в совместном «танце», который в будущем приведет к их слиянию в единый объект.

Взаимодействующие галактики
Взаимодействующие галактики NGC 1512 и NGC 1510. Источник: Dark Energy Survey/DOE/FNAL/DECam/CTIO/NOIRLab/NSF/AURA

Снимок DECam демонстрирует не только сложную внутреннюю структуру NGC 1512, но и протянувшиеся от нее тонкие отростки, которые обволакивают ее меньшего компаньона. Этот звездный мост является наиболее наглядным признаком гравитационного взаимодействия галактик. Оно также выражается в увеличившейся скорости звездообразования внутри NGC 1512 и NGC 1510 и искажении их форм.

Помимо 1512 и NGC 1510, на снимок DECam также попали звезды Млечного Пути и более далекие галактики. Первые можно отличить от вторых по наличию характерных «крестов». Это дифракционные лучи — оптический эффект, часто наблюдаемый на снимках телескопов-рефлекторов. Он возникает из-за дифракции светового потока на растяжках, поддерживающих вторичное зеркало.

Что такое камера темной энергии

Камера темной энергии является одним из наиболее совершенных астрономических инструментов современности. Она собирает свет, отраженный 4-метровым зеркалом телескопа Виктора Бланко, и пропускает его через свои внутренности, включая метровую корректирующую линзу. Затем он улавливается сеткой из 62 устройств с чрезвычайно чувствительными ПЗС-матрицами. Они позволяют DECam создавать подробные изображения слабых астрономических объектов вроде NGC 1512 и NGC 1510.

Камера темной энергии
Камера темной энергии. Источник: Noirlab

DECam был создан для проводившегося с 2013 по 2019 год обзора DES. В его ходе астрономы осуществляли картографирование сотен миллионов галактик и тысяч сверхновых с целью обнаружения тонких закономерностей космической структуры. Это требовалось для получения сведений о природе таинственной темной энергии, которая ускоряет расширение Вселенной. Сегодня DECam по-прежнему активно используется астрономами со всего мира, продолжая оставаться на передовых позициях в науке.

Ранее мы писали о праздничной фотографии телескопа Hubble, сделанной в честь 32-летия телескопа.

По материалам https://noirlab.edu