Как возникла туманность «Бабочка»

Ученые, изучающие планетарную туманность «Бабочка», увидели в ее структуре странные изменения, произошедшие за последние 11 лет. Они предполагают, что причиной этого могут быть газовые струи, продолжают извергаться.

Туманность Бабочка
Туманность «Бабочка». Источник: Рhys.org

Загадочная туманность «Бабочка»

Туманность «Бабочка» действительно напоминает своей формой насекомое с гигантскими крыльями. Однако ученые относят ее к классу планетарных туманностей — объектов, обычно не очень похожих на нее и скорее напоминающих кольца или диски.

Такие туманности образуются после того, как красные гиганты исчерпывают запасы термоядерного топлива и сбрасывают внешние оболочки, постепенно расширяющиеся в космосе. Считается, что такое же будущее ждет и наше Солнце.

Но когда у красного гиганта есть звезда-компаньон, это может повлиять на то, как будет выглядеть планетарная туманность. Вместо равных кругов образуются струи и «крылья», которые определяют двустороннюю симметрию объекта, образующегося из пыли и газа.

Недавно таким образом удалось объяснить происхождение туманности «Кошачий Глаз». Однако «Бабочка» подарила астрономам новый сюрприз. Ученые, наблюдавшие за ней с помощью телескопа Hubble с 2009 по 2020 год, сообщают, что увидели значительные изменения в «крыльях».

Удивительные процессы в туманности

Ученые из Вашингтонского и Рочестерского университетов сообщают о значительных перемещениях масс вещества в туманность «Бабочка» в течение всего 11 лет. Их причиной стали солнечные ветры, «дующие» от центральной звезды. Хоть и считается, будто она умирает, ее температура в 200 раз выше, чем у Солнца.

Исследователи пришли к выводу, что причиной этого стал выброс звездой сразу многих струй газа. Он начался примерно 2300 лет назад, а закончился около 900. С тех пор они постепенно разлетаются в пространстве.

До сих пор ученые не видели ничего подобного. По их мнению, центральная звезда могла слиться со своим компаньоном или оттянуть от него часть массы. Чтобы это выяснить, планируется направить на центральную часть туманности телескоп James Webb, работающий в инфракрасном диапазоне. ИК-излучение хорошо проходит сквозь газ и пыль, благодаря чему этот инструмент способен увидеть, что же на самом деле происходит в центре туманности «Бабочка».

По материалам Рhys.org.