Как сахарная вата: найдена экзопланета с рекордно низкой плотностью

Международная группа исследователей объявила об обнаружении весьма необычной экзопланеты, получившей обозначение WASP-193b. Она отличается крайне низкой плотностью, которая сопоставима с плотностью сахарной ваты.

Раздутая экзопланета в представлении художника. Источник: NASA / ESA / L. Hustak, Space Telescope Science Institute.

WASP-193b обращается вокруг звезды спектрального класса F, расположенной на расстоянии 1230 световых лет от Земли. Экзопланета была обнаружена фотометрическим способом — по регулярным изменениям блеска светила, вызванными ее транзитами. Период обращения WASP-193b  равен 6,25 дня, ее орбита проходит на расстоянии 0,0676 а. е. (10 млн км) от звезды. Равновесная температура экзопланеты оценивается примерно в 1000 °C.

Последующие измерения показали, что радиус WASP-193b в 1,46 раза превышает радиус Юпитера. Но когда исследователи сумели определить ее массу, их ждал большой сюрприз. Оказалось, что масса экзопланеты составляет лишь 13,9% от массы Юпитера. Это дает среднюю плотность всего в 0,059 г/см³, что буквально сопоставимо с плотностью сахарной ваты (0,05 г/см³). Для сравнения, средняя плотность Земли составляет 5,51 г/см³, а Юпитера — 1,33 г/см³.

На данный момент WASP-193b является одной из наименее плотных экзопланет, найденных астрономами. Одно из возможных объяснений столь малой плотности заключается в близости к звезде, вследствие чего ее атмосфера аномально расширилась.

Проблема заключается в том, что описанный выше механизм предполагает потерю атмосферы экзопланеты за десятки миллионов лет, в то время как возраст WASP-193b составляет порядка 6 млрд лет. Поэтому астрономы планируют провести новые наблюдения рыхлой экзопланеты, чтобы попытаться разгадать ее тайну.

Вы также можете почитать о том, как астрономы нашли суперземлю с необычно низкой плотностью.

По материалам https://arxiv.org