Как канадский астронавт исследовал кратер на Земле

Канадский астронавт Джереми Хансен впервые совершит полет в космос во время лунной миссии Artemis II. Однако оказывается, что он уже участвовал в исследовании редкого кратера на Земле. Речь идет об озере Гоу в отдаленном районе Канады, которое образовалось в результате столкновения с космическим телом.

Джереми Хансен во время экспедиции
Джереми Хансен во время экспедиции. Источник: Gordon Osinski/Western University

Джереми Хансен и озеро Гоу

Оказывается, что канадский астронавт Джереми Хансен, которого отобрали для полета вокруг Луны в рамках экспедиции Artemis II, уже когда-то исследовал кратер. Правда, делал он это на Земле, поскольку до сих пор ни разу в космосе не бывал. Об этой странице его биографии рассказал Гордон Осински, профессор Западного Университета Канады и один из ведущих специалистов по кратерам.

В 2011 году он решил исследовать озеро Гоу, о котором было известно, что оно имеет метеоритное происхождение. Проблема была лишь в том, что это озеро располагалось в труднодоступном районе штата Саскачеван в Канаде и до того времени исследовалось геологами только один раз в 1970-х годах. Тогда его изучение было крайне поверхностным.

Джереми Хансен
Джереми Хансен. Источник: U.S. Geological Survey

Осински взял гидросамолет и вместе с несколькими помощниками отправился в путешествие. Одним из них и был Джереми Хансен, который тогда служил в канадских ВВС и считался лишь кандидатом в астронавты.

Стоит отметить, что NASA при отборе астронавтов для лунных миссий уделяет большое внимание наличию земного опыта приключений в различных экстремальных местах. Считается, что он может пригодиться при исследовании спутника нашей планеты. Например, коллега Хансена по миссии Artemis II Кристина Кок много исследовала ледники в Антарктиде и Гренландии.

Когда образовался кратер

Из-за того, что Хансен во время экспедиции 2011 года был лишь кандидатом в астронавты, он никаких заявлений по этому поводу не делал. Но экспедиция была действительно интересной. Об этом можно узнать из статьи, опубликованной несколько дней назад.

Кратер озера Гоу образовался около 200 млн лет назад. Сейчас это озеро представляет собой водоем неправильной формы, в центре которого возвышается остров. В 2011 году команда геологов добралась туда всего за несколько лет после того, как в этих местах бушевали сильные пожары.

Кратерное озеро Гоу
Кратерное озеро Гоу. Источник: U.S. Geological Survey

Там они нашли слои расплавленных пород, которые характерны для тех мест, где происходили удары метеоритов. При этом толщина этих образований достигает нескольких метров.

Редкий тип кратера

Однако самым интересным открытием, сделанным экспедицией, в которой участвовал канадский астронавт, стало то, что кратер озера Гоу принадлежит к другому типу, чем считалось до сих пор. В течение 50 лет ученые были уверены, что это так называемый сложный кратер, который образовался с полным разрушением центральной горки и выходом магмы на ее месте.

Но исследователи обнаружили, что на самом деле центральная горка состоит из расплавленных пород, которые были на этом месте в момент удара. А значит, озеро Гоу представляет собой так называемый кратер переходного типа. Их немало существует на поверхности Луны, но на Земле до сих пор было известно только одно подобное образование — кратер Гоат Пэддок в Австралии.

Самое важное то, что кратер Гоу очень похож на лунные кратеры, в том числе и на те, что есть вблизи от южного полюса, где именно должны высаживаться экспедиции программы Artemis. Поэтому работа в нем поможет лучше понять, что и где надо будет искать в них.