Juno показал вулканический спутник Юпитера

1 марта 2023 года аппарат Juno пролетел на расстоянии 51 570 км от Ио. Это предоставило возможность получить лучшие за все время миссии снимки поверхности наиболее геологически активного тела Солнечной системы. Их разрешение составляет от 43 до 34 км/пиксель.

Снимки Ио, сделанные зондом Juno 1 марта 2023 года. Источник: NASA / SwRI / MSSS / Jason Perry

Ио является третьим по величине спутником Юпитера. Ее диаметр составляет 3660 км. Ио знаменита своими вулканами. На ее поверхности находятся сотни действующих вулканов, которые непрерывно извергаются, видоизменяя ее ландшафт. Протяженность их лавовых потоков может достигать сотен километров. Также на Ио существуют целые озера, заполненные расплавленной серой.

Большинство темных пятен, что видны на снимках Juno — это последствия извержений. Среди них можно выделить регион под названием Восточный Гирру. В последний раз он попадал в поле зрения зонда New Horizons в 2007 году. В тот момент Восточный Гирру находился в стадии очередного извержения, но еще не выбрасывал новую лаву.

Снимки Juno позволили идентифицировать новое лавовое поле на окраине Восточного Гирру общей площадью в 3200 км² (что совсем немного по меркам Ио), которого не существовало во время визита New Horizons. По мнению планетологов, оно могло сформироваться во время зафиксированного в конце 2021 года извержения.

Также Juno зафиксировал изменение цвета вулканического кратера неправильной формы, известного под названием Патера Хорса. По сравнению с 2001 годом, кода его в последний раз сфотографировал аппарат Galileo, он сильно покраснел.  Такое изменение цвета свидетельствует о наличии соединений серы, формирующейся в результате активного высокотемпературного вулканизма.  Некоторые из темных пятен у линии терминатора Ио (границы между дневной и ночной стороной) могут являться тенями от гор. По расчетам планетологов, высота одной из них достигает 5500 метров.

Напомним, что в конце 2023 года Juno вновь навестит Ио. В этот раз аппарат пройдет на высоте всего в несколько сотен километров над поверхностью спутника, что даст возможность получить намного более детальные снимки вулканической луны.

По материалам https://www.missionjuno.swri.edu