James Webb заметил утечку углекислого газа из-под поверхности Европы

Космический телескоп James Webb (JWST) был запущен с целью исследования далеких звездных систем, но он также оказался незаменимым и для изучения объектов Солнечной системы. Недавно он сделал захватывающее открытие, касающееся юпитерианского спутника Европы. Это открытие крайне важно для ученых, поскольку она считается одним из наиболее вероятных мест для поиска внеземной жизни в нашей планетной системе. Новые данные могут свидетельствовать о высокой вероятности существования жизни на этом небольшом спутнике.

Европа
Европа. JWST обнаружил на ледяной поверхности этой юпитерианской луны углекислый газ, который, вероятно, происходит из ее подповерхностного океана. Белый цвет соответствует хаотичному рельефу и демонстрируют углекислотный лед на поверхности. Фото: NASA, ESA, CSA

Европа, издали кажущаяся холодной и безжизненной, вызывает особый интерес благодаря предыдущим открытиям признаков активности. Например, в 2012 году телескоп Hubble заметил шлейфы водяного выброса с ее поверхности, что свидетельствует о наличии жидкого водного океана под плотным ледовым покровом. Он стал объектом основных научных исследований, поскольку там могут быть условия для жизни земного типа. Но до сих пор ученые не знали, содержит ли этот океан необходимые для нее углеродные соединения.

Индикаторы жизни

Свежие наблюдения с помощью инструмента NIRSpec на борту JWST показали наличие углекислого газа на поверхности Европы. Очевидно, этот газ исходит из подледного океана. Его открытие свидетельствует о возможном наличии в нем углеродных соединений, что делает его потенциально пригодным для жизни.

Один из сотрудников Центра космических полетов имени Годдарда NASA Джеронимо Вильянуэва поделился своими мыслями: «На Земле разнообразие химических веществ является ключом к жизни: чем больше — тем лучше. Мы — углеродная жизнь. Понимание химии океана Европы поможет нам определить, может ли он поддерживать такую жизнь, какую мы привыкли видеть на Земле, или же он может стать местом для новой жизни».

Происхождение углекислого газа

Исследователи рассматривали другие возможные источники углерода обнаруженного соединения, кроме подледного океана. Один из возможных вариантов — метеориты, падающие на Европу. Однако углекислый газ на поверхности спутника неустойчив. Следовательно, он мог попасть туда недавно. Открытие также сделано в конкретном регионе с более молодым рельефом, поэтому трудно представить, что источником газа могли быть древние метеоритные удары.

«Теперь у нас есть подтвержденные свидетельства того, что углерод, который мы зарегистрировали на поверхности Европы, имеет глубинное происхождение. Это крайне важное открытие, поскольку углерод является ключевым элементом для биологических процессов», — добавила Саманта Трамбо из Корнельского университета.

Насколько глубоко подо льдом находится океан?

Хоть обнаружение углеродных молекул и является огромным достижением, оно еще не означает, что Европа на самом деле пригодна для жизни. Для получения более детальных данных и ответов на этот вопрос нужны глубокие исследования, подобные тем, которые будут проводить будущие миссии — такие, как JUICE и Europa Clipper. В идеальном случае нам следовало бы послать аппарат, способный проникнуть сквозь ледовый покров и исследовать сам океан. Пока ученые дискутируют о том, каким образом он соединен с поверхностью спутника.

Благодаря этому захватывающему открытию JWST стал ключевым инструментом в исследовании возможных мест для жизни в Солнечной системе. Уникальный инструмент продолжает раскрывать перед нами тайны наших космических соседей.

Ранее мы сообщали о том, как Ганимед оказался не похожим на Европу.

По материалам esawebb.org