Ганимед оказался не похож на Европу

На спутнике Юпитера Ганимеде перекись водорода можно найти только в высоких широтах. К такому выводу пришли ученые, работающие с космическим телескопом James Webb. Это очень странно, ведь на соседней Европе упомянутое вещество, наоборот, встречается вблизи от экватора.

Ганимед
Ганимед. Источник: www.space.com

Ганимед в центре внимания

Международная группа ученых, работающая с космическим телескопом James Webb, получила данные спектроскопии поверхности спутника Юпитера Ганимеда. Из них следует, что перекись водорода на нем присутствует исключительно вокруг северного полюса.

В течение многих лет ученые считали, что это вещество, состоящее из атомов водорода и кислорода, должно присутствовать по всей поверхности крупнейшего спутника Солнечной системы. Однако полоса поглощения на длине волны 3,5 микрона явно показывает, что на экваторе и с противоположной от северного полюса стороны спутника есть только кислород.

И это очень странно. Ведь на соседней Европе, которая очень похожа по своим условиям на Ганимед, перекись водорода найдена преимущественно в экваториальных областях. Как разгадать эту загадку, ученые пока что не знают.

Почему вопрос о перекиси водорода интересует ученых

То, что на спутниках Юпитера, поверхность которых состоит преимущественно из льда, есть перекись водорода, давно уже не является секретом для ученых. Магнитное поле газового гиганта постоянно бомбардирует их заряженными частицами, в результате чего вода разлагается на атомы кислорода и водорода, которые стихийно складываются в новые соединения.

Наличие перекиси водорода ученые рассматривают как косвенное подтверждение того, что в глубинах ледяных спутников может существовать жизнь, ведь если есть перекись, должен быть и кислород. Кроме того, эти процессы влияют на то, как формируется ледяная кора спутников.

Ранее ученые считали, что эти процессы происходят равномерно по всей поверхности. Но новые исследования указывают, что они имеют значительно более сложный характер. Теперь ученые будут устанавливать, что именно на них влияет: условия освещения, изменения магнитного поля или геологические особенности Ганимеда и Европы.