Магнитные поля «успокоили» черную дыру в центре Млечного Пути

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В ядрах большинства известных нам галактик находятся сверхмассивные черные дыры. Млечный Путь не является исключением — в его центре расположена черная дыра, известная как радиоисточник Стрелец А*. Ее масса составляет 4,3 млн солнечных.

У Стрельца А* имеется одна важная особенность: он проявляет относительно небольшую активность, в то время как многие черные дыры в других галактиках интенсивно поглощают вещество, что сопровождается появлением мощного высокоэнергетического излучения. Чтобы найти ответ на вопрос, чем вызвано такое различие, ученые воспользовались помощью летающей инфракрасной обсерватории SOFIA. Изучив данные, собранные установленным на ее борту инструментом HAWC+, исследователи пришли к выводу, что все дело в магнитных полях.

HAWC+ может регистрировать поляризованный инфракрасный свет, испускаемый зернами пыли в центре Млечного Пути. Они ориентированы перпендикулярно магнитным силовым линиям. Благодаря этому астрономы определили их конфигурацию и напряженность, что позволило создать визуализацию магнитного поля.

Анализ полученных данных показал, что магнитное поле в центре Млечного Пути имеет спиральную форму. Оно достаточно мощное, чтобы сдерживать турбулентные движения газа. По словам ученых, поле может направлять потоки вещества по орбите вокруг черной дыры, удерживая их от поглощения. Это объясняет малую активность Стрельца А*.

Визуализация распределения вещества и структуры магнитного поля в центре Млечного пути. Источник: Dust and magnetic fields: NASA/SOFIA; Star field image: NASA/Hubble Space Telescope

Опубликованная по результатам исследований визуализация демонстрирует линии магнитного поля и распределение вещества в центре Млечного Пути. Y-образная структура — это теплый материал, падающий в сторону черной дыры (которая расположена рядом с местом пересечения двух ветвей Y-образной формы). В целом силовые линии достаточно точно соответствуют распределению вещества в галактическом центре. Правда, кое-где они все же отклоняются от пылевых структур.