James Webb снял идеальное «кольцо Эйнштейна»

Космический телескоп James Webb получил изображение галактики на расстоянии 12 млрд световых лет. Ее особенностью является очень правильное «кольцо Эйнштейна». Этот эффект возникает из-за искажения лучей гравитацией.

Идеальное «кольцо Эйнштейна» от James Webb
Идеальное «кольцо Эйнштейна». Источник: www.sciencealert.com

Идеальное «кольцо Эйнштейна»

Недавно начавший первую годовую миссию по изучению Вселенной космический телескоп James Webb снял галактику SPT-S J041839-4751.8. Она находится в 12 млрд световых лет от нас. Ее колоризированное изображение выложил в сеть один из участников исследования.

Главной особенностью этой галактики является окружающая ее круговая структура. Это так называемое «Кольцо Эйнштейна», которое является своеобразной оптической иллюзией. На самом деле, никакого круга у галактики нет. Просто свет от находящегося за ней объекта искривляется гравитационным полем.

«Кольцо Эйнштейна» ученые наблюдают уже не впервые. Однако известные его образцы были незамкнутыми и очень неровными. А в этом случае ориентация Земли, галактики и источники света оказались идеальными.

Изображение гравитационной линзы вверху
Колоризированный снимок James Webb. Источник: JWST/MAST; Spaceguy44/Reddit

Гравитационная линза своими руками

Когда гравитационное поле искривляет свет, то оно может собрать его с большой площади и позволить больше узнать о скрытом объекте. Этот эффект называется «гравитационной линзой». По свидетельству ученых галактику SPT-S J041839-4751.8 вообще удалось увидеть благодаря этому явлению.

Ученые также поделились рецептом «гравитационной линзы в домашних условиях» в духе изображения диска Проксимы Центавра, которое оказалось снимком колбасы. Для того чтобы в домашних условиях получить что-то вроде «кольца Эйнштейна» нужно использовать винный бокал.

Не наполняя его жидкостью, нужно посмотреть сквозь него в направлении ножки на что-то мелкое, например на страницу текста. Природа этого явления будет совсем не гравитационной, но эффект окажется очень похожим.

По материалам: www. sciencealert.com