James Webb сфотографировал самую далекую звезду во Вселенной

Космический телескоп James Webb (JWST) сфотографировал звезду WHL0137-LS, также известную под именем Эарендель (в переводе с древнеанглийского — «утренняя звезда»/«сияющий свет»). На сегодняшний день это самое далекое известное нам светило во Вселенной. Испущенному им свету потребовалось 12,9 млрд лет, чтобы достичь нашей планеты.

Самая далекая звезда во Вселенной

Эарендель была впервые идентифицирована весной этого года на снимках, сделанных обсерваторией Hubble. По оценкам астрономов, ее масса превышала массу Солнца в 50 — 100 раз. Разумеется звезда давно погибла (такие светила живут всего несколько миллионов лет), превратившись в сверхновую, а ее вещество впоследствии вошло в состав других звезд и планет.

Полученное телескопом Hubble изображение Эаренделя — самой далекой звезды во Вселенной. Источник: NASA, ESA, B. Welch (JHU), D. Coe (STScI), A. Pagan (STScI)

Стоит отметить, что при обычных обстоятельствах никакой из существующих телескопов никогда бы не смог увидеть Эарендель. Если брать во внимания фактор расширения Вселенной, звезда находится на расстоянии 28 млрд световых лет от Земли. К счастью для астрономов, на линии между Эаренделем и Землей расположено массивной скопление галактик WHL0137-08. Его гравитация выполнила роль линзы, в тысячу раз усилив свет далекой звезды.

Фотография James Webb

30 июля JWST провел съемку гравитационной линзы, созданной скоплением WHL0137-08. Ему также удалось запечатлеть красную точку, соответствующую Эарендель. Анализ снимка уже подтвердил, что это действительно одиночная звезда, а не группа из нескольких светил.

Сделанный телескопом James Webb снимок гравитационной линзы, созданной скоплением WHL0137-08. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Сотрудники миссии JWST пообещали уже в ближайшее время представить  более подробные результаты изучения звезды. Астрономов особенно интересует ее химический состав. Эарендель сформировалась до того, как Вселенная заполнилась тяжелыми элементами. Если анализ покажет, что Эарендель состоит только из первичного водорода и гелия, он станет первым известным нам светилом т. н. населения III, к которому относят самые первые звезды во Вселенной, сформировавшиеся сразу после Большого взрыва.

Сделанный телескопом James Webb снимок самой далекой звезды во Вселенной — Эарендель. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Вы также можете посмотреть на сделанную JWST фотографию галактики Колесо Телеги.

По материалам https://www.space.com