James Webb сфотографировал последствия столкновения космических титанов

Представленное изображение было получено телескопом James Webb (JWST). На нем запечатлена спиральная галактика NGC 3256. На первый взгляд, космическая спираль производит безмятежное впечатление. Но в ее прошлом скрывается мрачный секрет.

Галактика NGC 3256. Источник: ESA/Webb, NASA & CSA, L. Armus, A. Evans

NGC 3256 расположена на расстоянии 120 млн световых лет от Млечного Пути. Она входит в состав галактического скопления Гидра-Центавр. Несмотря на кажущееся спокойствие, NGC 3256 родилась в результате космического катаклизма: столкновения двух равных по массе спиральных галактик. По расчетам астрономов, оно произошло примерно 500 млн лет назад.

Если бы вас попросили описать столкновение галактик то, скорее всего, вы бы представили врезающиеся друг в друга звезды. Однако в реальности это крайне маловероятный сценарий. Расстояния между звездами столь велики, что они спокойно проходят друг возле друга. В то же время, скопления газа и пыли, заполняющие галактики, охотно взаимодействуют. Гравитационные пертурбации приводят к их уплотнению, что вызывает вспышки звездообразования.

На бурное прошлое NGC 3256 указывают состоящие из звезд и пыли сияющие нити, которые тянутся от ее диска. Другое свидетельство — разбросанные по всей NGC 3256 красные и оранжевые области, содержащие молодые звезды образованные в результате слияния. Они нагревают окружающие их пылевые облака. Те испускают инфракрасное излучение, которое может зарегистрировать JWST. На снимок также попали приливные хвосты, состоящие из выброшенных в ходе слияния звезд.

Снимок NGC 3256 был сделан в рамках исследования, целью которого является изучение ближайших звездообразующих галактик. Астрономов интересует физика процесса рождения новых звезд, а также роста сверхмассивных черных дыр, которым неизбежно сопровождается столкновение галактик. В прошлом NGC 3256 уже фотографировал Hubble. Теперь его наблюдения были дополнены инфракрасными снимками JWST.

Напомним, что недавно JWST сделал поразительный снимок Сатурна.

По материалам https://esawebb.org