James Webb сфотографировал колоссальное галактическое столкновение

NASA опубликовала новый снимок, сделанный космическим телескопом James Webb (JWST). Он демонстрирует последствия столкновения двух далеких галактик.

Сталкивающиеся галактики Arp 220. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, Alyssa Pagan (STScI)

Сфотографированный JWST объект известен под названием Arp 220. Он расположен на расстоянии 250 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Змеи.

Arp 220 образовался в результате столкновения двух спиральных галактик. Оно началось примерно 700 млн лет назад. Основная часть выделяющейся в ходе столкновения энергии приходится на инфракрасный диапазон, что делает его идеальной целью для JWST. Общая светимость Arp 220 в триллион раз превышает светимость нашего Солнца. Для сравнения, светимость Млечного Пути составляет всего 10 миллиардов солнечных.

Столкновение галактик привело к уплотнению газовых облаков, спровоцировав гигантскую вспышку звездообразования. Астрономы насчитали, по меньшей мере, 200 огромных звездных скоплений в плотной пыльной области, чей диаметр составляет всего 5 тысяч световых лет. Это крошечный регион содержит столько же газа, сколько вся наша галактика.

Кроме того, Arp 220 является домом для множества сверхновых. Предыдущие наблюдения на радиотелескопах выявили около 100 остатков погибших звезд в области диаметром менее 500 световых лет. Космический телескоп Hubble также обнаружил ядра родительских галактик на расстоянии 1200 световых лет друг от друга. Каждое из ядер имеет вращающееся звездообразующее кольцо, испускающее мощное инфракрасное излучения, столь заметное на изображении JWST. Этот яркий свет создает дифракционные всплески, которые доминируют на снимке.

JWST также обнаружил слабые приливные хвосты на окраинах Arp 220. Они состоят из вещества, вытягиваемого из галактик под действием гравитации (оно показано синим цветом). Органический материал, представленный красновато-оранжевым цветом, появляется в потоках и нитях, проходящих через Arp 220.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы сумели определить форму гигантской галактики.