Небесное полотно: James Webb сфотографировал джеты новорожденных звезд

Космический телескоп James Webb (JWST) получил наиболее детальное, на сегодняшний день, инфракрасное изображение комплекса HH 46/47. Он образован джетами пары молодых звезд.

Комплекс HH 46/47. Источник: NASA, ESA, CSA. Image Processing: Joseph DePasquale (STScI)

Комплекс HH 46/47 расположен на расстоянии 1470 световых лет от Земли по направлению к созвездию Паруса. Он представляет собой объекты Хербига-Аро: джеты, формируемые новорожденными звездами в первые несколько миллионов лет своей жизни. Выбрасываемое вещество сталкивается с окружающими газопылевыми облаками и активно с ним взаимодействует, что проявляется в формировании ряда характерных структур, напоминающих лепестки.

Ответственные за формирование HH 46/47 звезды, находятся внутри оранжево-белой области, от них отходят яркие дифракционные лучи (это оптический эффект, связанный с конструкцией самого JWST). Светила скрыты внутри газопылевого диска, который обеспечивает их веществом для набора массы. Сам диск не виден в инфракрасном диапазоне, но его тень формирует две темные конические области, окружающие центральные звезды.

Наиболее яркими деталями изображения являются обозначенные огненно-оранжевым цветом двусторонние лепестки, расходящиеся веером от формирующихся центральных звезд. Они образовались в ходе происходивших на протяжении прошлых тысячелетий процессов, когда новые выбросы вещества сталкивались с более старыми и изменяли их форму. На снимке JWST более поздние выбросы выделены голубым цветом в виде нитей.

Также можно обратить внимание на вторую наиболее заметную особенность снимка JWST —  туманное облако, которое обозначено голубым цветом. Это глобула. Так называют туманности, которые отличаются высокой плотностью пыли и газа. При наблюдении в видимом диапазоне глобулы выглядят  как темные облака, ибо через них не проходит свет фоновых звезд. Но в инфракрасном диапазоне все иначе. Мы можем увидеть и находящиеся за глобулой объекты, и рассмотреть ее структуру.

По астрономическим меркам, HH 46/47 является весьма короткоживущим образованием. Всего через несколько миллионов лет пара звезд полностью сформируется и прекратит выбросы, что приведет к исчезновению этого, фантастически выглядящего, небесного полотна.

Напомним, что недавно JWST отпраздновал свой день рождения снимком звездного роддома.