James Webb одновременно увидел смерть и рождение в Фейерверке

Две сверхновые звезды на расстоянии 22 млн световых лет от нас выбросили пыль в область вокруг себя. Наблюдения космического телескопа James Webb показали, как после смерти звезд рождаются новые звездные системы. Наблюдаемые сверхновые — SN 2004et и SN 2017eaw — находятся в галактике NGC 6946, которую еще называют Фейерверк. JWST сфотографировал эти два объекта с помощью своего инструмента среднего инфракрасного диапазона MIRI.

Изображение двух сверхновых в спиральной галактике NGC 6946. Фото: NASA

Яркие звездные смерти

Сверхновые — это яркие звездные смерти. Когда некоторые звезды умирают, они взрываются наружу, разбрасывая свое вещество по космосу. Известно, что сверхновые во время взрыва выбрасывают пыль в космос. Но раньше астрономам было трудно напрямую связать пыль от гибели звезд с пылью, которая может способствовать образованию новых звезд.

«Прямых доказательств этого явления до сих пор было немного. Наши возможности позволяли изучать пылевую популяцию лишь одной относительно близкой сверхновой на сегодняшний день — 1987A, находящейся на расстоянии 170 тыс. световых лет от Земли. Когда газ охлаждается настолько, что образует пыль, ее можно обнаружить только в среднем инфракрасном диапазоне, при условии, что ваши инструменты имеют достаточную чувствительность», — сказала Мелисса Шахбанде, астроном из Университета Джона Хопкинса и Научного института космических телескопов, ведущий автор нового исследования.

Самая большая масса пыли

Длины волн, на которых работает James Webb, позволяют ему проникать сквозь межзвездный газ и пыль, открывая интимные космические события, такие как образование звезд. Но чувствительные инструменты телескопа позволяют обнаруживать пыль, которую можно увидеть только в среднем инфракрасном диапазоне.

NGC 6946 — это спиральная галактика среднего размера, расположенная на расстоянии около 22 млн световых лет от Земли. В прошлом веке наблюдали взрывы восьми сверхновых в объятиях этой галактики. За это ее прозвали Галактикой Фейерверков. Фото: NASA

Исследовательская группа обнаружила много пыли вокруг сверхновых. Только в SN 2004et ее было обнаружено столько, что можно было бы сформировать 5 тыс. планет размером с Землю. Это самая большая масса пыли, обнаруженная в сверхновых со времен SN 1987A, открытая в 1987 году.

Являются ли сверхновые пылевыми фабриками?

Умирающие и мертвые звезды — одна из любимых целей James Webb. В марте он сфотографировал звезду Вольфа — Райе, которая быстро теряет массу, но еще не стала сверхновой. А когда наблюдения JWST сочетаются с наблюдениями других телескопов, таких как Hubble и рентгеновской обсерватории Chandra, астрономы могут делать расширенные обозрения космоса.

Две пылевые сверхновые, недавно сфотографированные телескопом, являются первыми из пяти объектов, включенных в научную программу GO 2666 под названием «Являются ли сверхновые пылевыми фабриками?». Первые два объекта, похоже, указывают на то, что да, а три оставшихся могут дополнительно прояснить этот вопрос.

Ранее мы сообщали о том, как James Webb нашел основу для сложной органики в протопланетном диске.

По материалам STScI.