Эллиптический гигант М49

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 1771 году французский астроном Шарль Мессье (Charles Messier) открыл первый туманный объект в созвездии Девы. Впоследствии он внес его в свой астрономический каталог под 49-м номером.

Галактика М49. Снимок телескопа Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Blakenslee, P Cote et al.

Сейчас мы знаем, что M49 является не газовой туманностью, а эллиптической галактикой, расположенной на расстоянии 56 млн световых лет от Млечного Пути. В отличие от спиральных галактик, эллиптические не имеют четкой структуры. Они выглядят как дымчатые объекты, в которых, как правило, не просматривается каких-либо деталей, а их поверхностная яркость плавно убывает от центра к периферии.

M49 крупнее Млечного Пути. Ее диаметр составляет 157 тыс. световых лет, а численность звездного населения оценивается в 200 млрд светил. В состав галактики входит, по меньшей мере, 6 тыс. шаровых скоплений (для сравнения: в нашем Млечном Пути астрономы нашли всего лишь 150 подобных объектов). В центре M49 расположена сверхмассивная черная дыра, масса которой как минимум в 500 млн раз превышает солнечную. Она является источником рентгеновского излучения.

M49 также примечательна тем, что является наиболее ярким членом Скопления Девы — ближайшей к нам крупной группы галактик. По разным подсчетам, она состоит из 1300-2000 звездных систем.

При телескопических наблюдениях M49 имеет явно выраженный желтоватый оттенок. Это связано с тем, что в ней практически нет молодых голубых звезд: основная часть ее звездного населения  приходится на сравнительно холодные старые светила. Последняя крупная вспышка звездообразования в этой галактике произошла 6 млрд лет назад — задолго до того, как сформировалось наше Солнце.

По материалам  https://spacetelescope.org