James Webb нашел древнейшее скопление галактик ранней Вселенной

На новой фотографии, которую прислал James Webb, заметны семь древних галактик, имеющих высокий показатель красного смещения в 7,9, что соответствует 650 млн световых лет после Большого взрыва. Это делает их самыми древними галактиками, спектроскопически подтвержденными как часть молодого скопления галактик.

Abell
Подтверждено, что семь галактик на этом изображении от космического телескопа James Webb находятся на расстоянии z=7,9. Это делает их древнейшими галактиками, которые являются частью старейшего скопления. Авторство: NASA, ESA, CSA

Скопление галактик — это самые большие концентрации массы в известной Вселенной, которые могут сильно деформировать ткань пространства-времени. Это искажение, которое называется гравитационным линзированием, может иметь увеличительный эффект для объектов за пределами скопления, позволяя астрономам смотреть сквозь них на объекты позади, как через гигантское увеличительное стекло.

Доктор Такахиро Моришита, астроном из Калифорнийского технологического института, и его коллеги смогли использовать этот эффект, просматривая скопление Пандора (Abell 2744), чтобы увидеть протокластер в ранней Вселенной.

«Точные измерения, сделанные спектрографом ближнего инфракрасного диапазона NIRSpec на борту James Webb, были ключевыми для подтверждения общего расстояния между галактиками и высоких скоростей, с которыми они двигаются в ореоле темной материи — более 1000 км/с», — прокомментировал Такахиро Моришита.

Предположение о том, что протокластер под названием A2744-z7p9OD впоследствии будет похож на скопление Волосы Вероники (Кома), означает, что эта область может стать одной из самых плотных известных галактик с тысячами подобных объектов. Изучение того, как большие скопления, такие как Пандора и Кома, впервые объединились, было сложным из-за расширения Вселенной, растягивающей свет за пределы видимой длины волны в инфракрасный спектр, где астрономам не хватало данных высокого разрешения до запуска James Webb. Инфракрасные приборы JWST были разработаны специально, чтобы восполнить эти пробелы в начале истории Вселенной.

Ранее мы сообщали о красоте глубокого космоса глазами Chandra.

Об открытии сообщается в статье в Astrophysical Journal Letters.