Исследования строматолитов подсказало, где искать жизнь на Марсе

Ученые провели трехмерную томографию древних следов присутствия микроскопической жизни на поверхности Земли — строматолитов. Они обнаружили особенности их структуры, которые могут быть использованы для идентификации подобных образований на Марсе, даже если у них не осталось органических остатков.

Исследования строматолитов позволило показать их субмикроскопическую структуру
Исследования строматолитов позволило показать их субмикроскопическую структуру. Источник: Рhys.org

Исследования строматолитов

Строматолиты — это геологические образования в виде небольших столбиков. Они появляются на мелководье, когда микроорганизмы год от года образуют в одном месте плотную пленку, которая отмирает и откладывается в виде слоев.

При этом строматолиты — самые древние известные людям свидетельства существования жизни на нашей планете. Их остатки из формации Дрессер, расположенной в Западной Австралии, имеют возраст 3,48 млрд лет. При этом длительное время многие ученые придерживались теории, что они не являются результатом деятельности органической жизни.

Одной из причин этого было то, что древние строматолиты в значительной степени подверглись выветриванию и не сохранили никаких следов органических веществ. Поэтому команда исследователей решила проверить, сможет ли найти какие-либо другие свидетельства органического происхождения этих структур.

Как найти признаки жизни на Марсе

Ученые применили к образцам древних строматолитов оптическую и электронную микроскопию, элементную геохимию, романскую спектроскопию. Они смогли создать трехмерную визуализацию слоистых структур строматолитов с субмиллиметровой точностью.

Для этого они использовали получение фазово-контрастных изображений с помощью электронного луча SYRMEP на синхротроне Elettra в Италии. Ученые смогли идентифицировать пустоты, которые образовались в результате исчезновения органических веществ и микробных оболочек, и теперь знают, как они выглядели.

В результате геохимических процессов строматолиты в формации Дрессер вместо органических веществ преимущественно состоят из оксида железа — гематита. Эти вещества также очень распространены в марсианских породах. А вот органика в них до сих пор не найдена.

Возможно, остатки живых организмов не будут найдены в образцах, собираемых марсоходом Perseverance, и которые будут доставлены на Землю в начале 2030-х. Но теперь ученым известно, какие микроструктуры свидетельствуют об их прежнем присутствии в породах.