Испаряющийся мир: Hubble увидел, как красный карлик сдувает атмосферу экзопланеты

Американские астрономы использовали телескоп Hubble для изучения необычной экзопланеты в системе AU Микроскопа. Время от времени она выбрасывает часть своей водородной атмосферы.

Система AU Микроскопа в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and Joseph Olmsted (STScI)

AU Микроскопа — это молодой красный карлик, расположенный на расстоянии в 32 световых года от Земли. Его возраст не превышает 100 млн лет. На сегодняшний день астрономам удалось обнаружить три экзопланеты в этой системе, еще одна пока что числится в списке кандидатов.

Внутренняя экзопланета AU Микроскопа b давно интересует астрономов. Она представляет собой раздутый газовый мир, чья орбита проходит на расстоянии в 9,6 млн км от своей звезды. Ее радиус в четыре, а масса в десять раз превосходят радиус и массу Земли.

В ходе наблюдений за AU Микроскопа b, исследователи обнаружили кое-что очень странное: время от времени, звезда теряет свою водородную атмосферу. Конечно, на сегодняшний день, исследователем известен ряд миров за которыми, в буквальном смысле, тянутся огромные газовые хвосты. Как правило, это экзопланеты. Их орбита проходит на очень небольшом расстоянии от звезды, а мощное излучение постепенно сдувает их атмосферу.

AU Микроскопа b отличается от подобных миров тем, что речь идет не о постоянном процессе. Экзопланета чередует состояния «покоя», когда она практически не теряет атмосферу, с мощными выбросами водорода.

Чтобы раскрыть тайну AU Микроскопа b, астрономы задействовали Hubble. Понаблюдав за экзопланетой, телескоп обнаружил кое-что необычное. AU Микроскопа не только образует тянущиеся за ней газовые шлейфы, но также выбрасывает водородные облака по направлению своего орбитального движения.

Проанализировав все имеющиеся данные, исследователи пришли к выводу, что все дело в активности ее звезды. Несмотря на то, что красные карлики меньше и тусклее, чем наше Солнце, они отличаются весьма бурным «нравом». Такие звезды могут производить вспышки, которые в сотни и даже тысячи раз мощнее солнечных. При этом, наибольшую активность проявляют как раз молодые красные карлики. По словам исследователей, со временем они могут сдуть большую часть атмосферы расположенных рядом с ним газовых гигантов, из-за чего те со временем превратятся в каменные экзопланеты.

Это весьма важное открытие. Красные карлики составляют большинство звезд в Млечном Пути и астрономы давно пытаются понять, насколько их системы благоприятны для возникновения жизни.