Искусственный интеллект посчитал количество деревьев в Северной Африке, а пуск новой японской ракеты завершился аварией: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: астрономы сфотографировали пульсарный ветер; «народный спутник» помог уничтожить тысячи единиц вражеской техники, а мы рассказываем, как МКС перерабатывает воздух и воду.

«Ни один вор, каким бы искусным он ни был, не может украсть знания, и поэтому знание — это лучшее и самое надежное сокровище, которое можно приобрести».

― Л. Фрэнк Баум, «Пропавшая принцесса страны Оз»

«Народный спутник» помог уничтожить тысячи единиц вражеской техники

Спутник ICEYE, приобретенный за пожертвования украинцев фондом Сергея Притулы, помог выявить и уничтожить тысячи единиц российской техники. Об этом говорится в заявлении ГУР МО Украины. Военная разведка начала использовать «народный спутник» с 24 сентября 2022 года. С тех пор ресурс космического аппарата позволил выявить 360 палаток в местах расположения российской оккупационной армии, а также 7321 объект вражеской военной и специальной техники, в частности:

• 45 самолетов;
  • 27 вертолетов;
  • 6 ОТРК «Искандер»;
  • 36 ЗРК «С300»;
  • 12 ЗРК «Панцирь С1»;
  • 11 радиолокационных станций;
  • 10 понтонных переправ.

Благодаря возможностям ICEYE значительная часть из этого перечня была уничтожена и отражена в ежедневных сводках Генерального штаба ВС Украины.

Дебютный пуск новой японской ракеты завершился аварией

7 марта Японское агентство исследований космоса (JAXA) осуществило первый пуск новой ракеты-носителя H3. Он завершился неудачей. В ходе него был потерян спутник дистанционного зондирования Земли ALOS 3 (Advanced Land Observing Satellite 3).

H3 представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего класса. Она была создана компанией Mitsubishi Heavy Industries с целью замены используемых сейчас ракет H-IIA и H-IIB. Ее высота составляет 63 м, диаметр — 5,27 м. В зависимости от конфигурации, носитель может оснащаться двумя или четырьмя твердотопливными ускорителями, а его первая ступень — двумя или тремя двигателям. Это дает ракете возможность выводить на геопереходную орбиту от 4 до 7,9 тонн груза.

Обсерватория IXPE сфотографировала пульсарный ветер

Остаток сверхновой в созвездии Парусов. Источник: X-ray: (IXPE) NASA/MSFC/Fei Xie & (Chandra) NASA/CXC/SAO; Optical: NASA/STScI Hubble/Chandra processing by Judy Schmidt; Hubble/Chandra/IXPE processing & compositing by NASA/CXC/SAO/Kimberly Arcand & Nancy Wolk

Рентгеновские обсерватории IXPE и Chandra получили изображение остатка сверхновой в созвездии Парусов. Оно демонстрирует феномен, известный под названием «пульсарный ветер». Остаток сверхновой расположен на расстоянии около 800 световых лет. Он образовался примерно 10 тыс. лет назад в результате коллапса звезды-гиганта. Это событие привело к выделению огромного количества энергии и выбросу звездного вещества. Что касается уцелевшей части ядра погибшего светила, то она превратилась в пульсар — быстровращающуюся нейтронную звезду, являющуюся источником периодических импульсов излучения.

NASA с помощью искусственного интеллекта посчитала деревья в Северной Африке

Исследователи из NASA смогли применить метод машинного обучения для анализа спутниковых снимков Северной Африки. Они отследили практически каждое из 9,9 млрд деревьев, произрастающих в этой засушливой части Земли.

Искусственный интеллект сначала вручную обучали распознавать деревья. Для этого использовалось более 90 тыс. их изображений на снимках, сделанных с разрешением 50 см. Благодаря этому алгоритм научился отличать кроны деревьев от камней и кустов, тоже дающих похожие тени.

Исследование проводилось для Северной Африки от Атлантического побережья до Красного моря. В целом машинное обучение обнаружило на этой гигантской засушливой территории примерно 9,9 млрд деревьев. Эта цифра может показаться огромной, но на самом деле она ощутимо меньше тех оценок, которые делались для региона до сих пор.

МКС вынуждена выполнить маневр уклонения от спутника Satellogic

Международная космическая станция (МКС) совершила маневр, чтобы избежать потенциального столкновения. Время от времени она вынуждена принимать такие меры, чтобы не столкнуться с разными объектами на орбите. На этот раз ей грозило столкновение с функционирующим аппаратом. Этот инцидент подчеркивает проблему роста «перегруженности» околоземных орбит на фоне еще большего развертывания спутников в последние годы. О риске сближения экипаж МКС узнал за 20 минут до коррекции орбиты. Диспетчеры подтвердили, что спутник пролетит на расстоянии примерно 2,7 км. Несмотря на сравнительно безопасную дистанцию, было принято решение выполнить маневр.

Таймлапс космического сообщения Венеры и Юпитера в течение 10 дней

Астрофотографу Сумядипу Мукерджи повезло иметь 10 ясных ночей над своим домом в Дханбаде (Индия), чтобы создать уникальный таймлапс, показывающий соединение Венеры и Юпитера. Фотограф снимал планеты в течение 10 дней, когда они сходились друг с другом на вечернем небе и разминулись на очень малом визуальном расстоянии в полградуса. Хотя на самом деле их разделало в пространстве почти 660 млн км, наблюдателям на Земле казалось, что две яркие точки находятся рядом.

Интересная цифра: 2046 год

Район потенциального падения астероида 2023 DW. Источник: Piero Sicoli

Астрономы обнаружили астероид, который с небольшой долей вероятности может упасть на Землю в 2046 году — скорее всего, где-то в районе Тихого океана. Об этом сообщили представители Координационного центра планетной обороны NASA. Небесное тело было найдено 26 февраля 2023 года и получило обозначение 2023 DW. Оно представляет собой 50-метровый объект, входящий в состав группы «атонцев». Вскоре после открытия ему был присвоен 1 балл по Туринской шкале, которая используется для оценки опасности, исходящей от небесных объектов.

Когда мы отправляемся в горы, нам нужно взять с собой воду, еду и медикаменты. Не лишней будет и теплая одежда. А если вспомнить, что давление воздуха на высоте уже недостаточно для нормального дыхания при физических нагрузках — то и кислород в баллонах в сжатом виде. А теперь представьте, что все это нужно поднять на орбиту — и вы поймете, почему проектанты Международной космической станции заложили в ее конструкцию возможность повторного использования максимально возможного количества ресурсов. Редакция The Universe Space Tech рассказывает, как МКС перерабатывает воздух и воду.

Кроме того, рассказываем о готовящейся к выходу в США новой книге When the Heavens Went on Sale, содержащей четыре невероятных истории становления космических стартапов. Для украинцев она интересна тем, что особое место в ней занимает рассказ о компании Firefly Aerospace, которую несколько лет назад сделал успешной бизнесмен из Украины Максим Поляков.

Читайте в предыдущем дайджесте: Китай расширит космическую станцию новым модулем, а Пентагон заинтересовался новой технологией спутниковой связи: дайджест новостей