Обсерватория IXPE сфотографировала пульсарный ветер

Рентгеновские обсерватории IXPE и Chandra получили изображение остатка сверхновой в созвездии Парусов. Оно демонстрирует феномен, известный под названием пульсарный ветер.

Остаток сверхновой в созвездии Парусов. Источник: X-ray: (IXPE) NASA/MSFC/Fei Xie & (Chandra) NASA/CXC/SAO; Optical: NASA/STScI Hubble/Chandra processing by Judy Schmidt; Hubble/Chandra/IXPE processing & compositing by NASA/CXC/SAO/Kimberly Arcand & Nancy Wolk

Остаток сверхновой в Парусах расположен на расстоянии около 800 световых лет от Земли. Он образовался примерно 10 тысяч лет назад в результате коллапса звезды-гиганта. Это событие привело к выделению огромного количества энергии и выбросу звездного вещества. Что касается уцелевшей части ядра погибшего светила, то она превратилась в пульсар — быстровращающуюся нейтронную звезду, являющуюся источником периодических импульсов излучения.

С поверхности пульсара вылетают настоящие «ветра» частиц. Они движутся с околосветовыми скоростями, создавая хаотичную мешанину из заряженных частиц и магнитных полей, которые врезаются в окружающий газ. Это явление называется плерионом (пульсарной туманностью).

На опубликованном NASA изображении, можно увидеть, окружающий остаток сверхновой, светло-голубой ореол. Он соответствует первым в истории данным о поляризации его рентгеновских лучей, полученных обсерваторией IXPE. Бледная синяя нечеткая линия, указывающая в верхний правый угол, соответствует струе высокоэнергетических частиц, вылетающих из пульсара со скоростью примерно в половину скорости света.

Данные о поляризации рентгеновского излучения остатка сверхновой в созвездии Парусов. Источник: Xie et al, 2022 (Nature)

Розовый и фиолетовый цвета соответствуют данным рентгеновской обсерватории Chandra. Считается, что розовые рентгеновские «дуги» отмечают края областей в форме пончика, где пульсарный ветер сотрясает и ускоряет высокоэнергетические частицы. Сам пульсар расположен в белом кружке в центре изображения. Фоновые звезды были добавлены со снимка, сделанного телескопом Hubble.