Индия смогла посадить аппарат на Луну, а Китай заглянул в ее недра: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: NASA будет искать водяной лед на Луне; стартап разработает летающие поезда для перевозки грузов в космосе, а мы рассказываем об украинце, предложившем создать первую в мире компьютерную сеть.

«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас» ―  Станислав Лем

Китайский ровер показал структуры, скрытые под поверхностью Луны

Китайский ровер «Юйту-2», являющийся частью миссии «Чанъэ-4», продолжает исследовать обратную сторону Луны. Недавно ученые обнародовали карту структур, расположенных на глубине до 300 м. Они свидетельствуют о том, что магматическая активность на нашем естественном спутнике угасала постепенно. Структуры напоминают слои в пироге и образованы лавой, которая просачивалась к поверхности и застывала. Интересно, что длилось это сотни миллионов лет, и слои постепенно становились все тоньше и тоньше. Следовательно, лава просачивалась все медленнее и медленнее, пока совсем не перестала поступать к поверхности.

А вот относительно того, когда именно это произошло, догадок у ученых пока нет. Луна образовалась 4,51 млрд лет назад. После этого еще 200 млн лет с ней продолжали сталкиваться крупные астероиды. И только потом магма на ее поверхности и в глубинах начала постепенно застывать.

«Чандраян-3» совершил успешную посадку на Луну

23 августа аппарат «Чандраян-3» совершил мягкую посадку на Луну. Таким образом, Индия стала четвертой страной в истории, которой удалось добиться подобного успеха. Зонд был запущен 14 июля и после серии маневров вышел на окололунную орбиту. 17 августа от него отделилась спускаемая платформа. Далее она совершила серию коррекций курса, необходимых для ее посадки.

После выполнения проверок оборудования «Чандраян-3» приступит к выполнению своей научной программы. Спускаемая платформа оснащена инструментами для изучения тепловых характеристик лунного реголита, свойств приповерхностной плазмы и сейсмической активности. Также на ее борту находится уголковый отражатель, позволяющий проводить высокоточные измерения расстояния до Луны. Еще одним важным грузом является 26-килограммовый луноход. Он несет приборы, предназначенные для определения минералогического состава лунной поверхности. Ожидается, что уже в ближайшее время ровер покинет платформу и приступит к изучению окружающей местности.

Летающие поезда будут перевозить грузы на Луне

Инженеры предложили использовать для транспортировки грузов на Луне маглевы — летающие поезда, движущиеся благодаря силе отталкивания магнитов. Разработчики говорят, что никаких проблем с их энергоснабжением не будет.

Эффект магнитной левитации основан на отталкивании одноименных полюсов магнитов. На Луне реализовать его даже легче, чем на Земле. Особенностью проекта FLOAT будет конструкция дорожек, которые позволят вагонам левитировать. Они должны состоять из двух основных элементов и одного дополнительного. Первый из них будет представлять слой графитового покрытия, поддерживающего тележку на высоте примерно вдвое выше холмов лунной пыли вокруг. Вторым обязательным элементом станет система электрических контуров, создающих магнитные поля для приведения поездов в движение. Третий, необязательный элемент — дорожки солнечных панелей, тянущиеся вдоль путей, над которыми будут летать вагоны. Одно из главных преимуществ проекта заключается в том, что все элементы системы будут изготовлены из гибких материалов, благодаря чему их можно будет привезти на Луну в виде рулонов и развернуть там, где они нужны.

Зонд NASA получил прибор для поиска воды на Луне

Специалисты компании Lockheed Martin установили инструмент LTM (Lunar Thermal Mapper) на зонд Lunar Trailblazer — 200-килограммовый аппарат, основной задачей которого станет поиск и картографирование залежей водяного льда на Луне, а также определение минералогического состава ее поверхности.

Строительство аппарата уже вышло на финишную прямую. Недавно инженеры JPL установили на него инструмент LTM, предоставленный Космическим агентством Великобритании. Прибор будет осуществлять высокоточные измерения температуры лунной поверхности. Анализ этих данных позволит ученым определить ее свойства и состав.

Что война сделала с украинскими лесами: спутниковые данные

Исследователь использовал открытые спутниковые данные, чтобы установить, какой ущерб нанесло вторжение россии украинским лесам. Специалисты со всего мира продолжают изучать вред, который Украине нанесло широкомасштабное вторжение россии. Этому посвящено исследование OSINT-репортера Кристофера Гиллса, опубликованное недавно на сайте Bellingcat.

Национальный парк Святые Горы и окружающие его леса — природоохранный объект, расположенный на севере Донецкой области вдоль реки Северский Донец. Ближайшими крупными населенными пунктами являются Славянск и Лиман. Именно за эту территорию в течение всей весны и лета велись ожесточенные бои. Местность отличается сложным ландшафтом, ведь здесь на поверхность выходят залежи известняка, которые формируют достаточно высокие и крутые холмы, где река прорезает целые каньоны. Для исследования того, как на эти заповедные территории повлияла война, Гиллс сравнил данные с 1 июня по 20 сентября 2021 года с тем же периодом 2022-го. Результат показывает незначительные изменения в этот период в пойме Донца, но достаточно большие — в самом национальном парке. Это хорошо согласуется со многочисленными сообщениями о пожарах в результате обстрелов, поступавшими в мае 2022 года.

Кинбурнская коса ― это удлиненный полуостров в Херсонской и Николаевской областях, отделяющий Днепровский лиман от Черного моря. Он имеет огромное значение и с точки зрения военной стратегии, и с точки зрения экологии Черноморского региона. К нему Гиллс применил ту же методику. Спутниковые данные показали, что большинство территории косы осталась сравнительно слабо поврежденной, хотя на отдельных участках ущерб был катастрофическим.

Messier 57
Новые фотографии известной туманности M57 «Кольцо», полученные с помощью космического телескопа James Webb (NASA), характеризуются чрезвычайно высоким пространственным разрешением и спектральной чувствительностью. Авторство: ESA/Webb, NASA, CSA

Туманность «Кольцо» — типичный представитель планетарных туманностей, расположенный на расстоянии около 2500 световых лет в созвездии Лиры. Этот объект, также известный как Messier 57, M57 и NGC 6720, был открыт французскими астрономами Антуаном Даркье де Пеллепуа и Шарлем Мессье в 1779 году. Они обнаружили туманность, отслеживая путь кометы Боде, которая пролетела очень близко к ней, двигаясь по небу. 21 августа 2023-го ученые объявили, что космический телескоп James Webb снова достиг успеха, получив невероятно детализированную фотографию культового космического гало.

Интересная цифра: 100 млн км/ч

Согласно новым исследованиям, черные дыры могут разлетаться в космосе с невероятной скоростью, приближающейся к 10% скорости света. По расчетам ученых, после энергичного столкновения двух черных дыр новый объект разгоняется до 28 562 км/с, что соответствует более 100 млн км/ч. Новое открытие движения черных дыр с такой большой скоростью выходит за рамки предыдущих теорий и вычислений. Ранее считалось, что максимальной скоростью для этих объектов может быть 5000 км/с.

Компьютер «Днепр» в музее. Источник: ua.uacomputing.com

Можно ли полностью избавиться от бумажной бюрократии и обеспечивать все функции государства исключительно с помощью передачи информации в электронном виде? Этот вопрос звучит чрезвычайно современно, но впервые его поставил основатель Института кибернетики НАН Украины Виктор Глушков. Еще в 1962 году он предложил создать первую в мире компьютерную сеть, которая связала бы между собой десятки тысяч вычислительных машин.

По состоянию на 2023 год более 80 стран мира обзавелись собственными аппаратами на околоземной орбите. Но в космический клуб, куда входят государства, которые могут самостоятельно запускать грузы в космос, принимают не всех. На данный момент его участниками являются восемь стран, Европейское космическое агентство и несколько частных компаний. Однако, при определенных обстоятельствах, в этом списке могла оказаться и одна страна Южного полушария. Наш автор Никита Литвинов рассказывает о том как катастрофа на Алкантаре помешала Бразилии стать космической державой.

Читайте в предыдущем дайджесте: Зонд NASA пролетел мимо Земли впервые за 17 лет, а июль оказался самым жарким месяцем за все время наблюдений: дайджест новостей