Индия летит на Луну: устройство и основные задачи миссии «Чандраян-3»

14 июля с территории Космического центра имени Сатиша Дхавана будет пущена ракета LVM3 M4. Она отправит к Луне «Чандраян-3»: главную космическую миссию Индии последних лет.

Неудача первого индийского лунохода

В 2019 году Индийская организация космических исследований (ISRO) отправила к Луне миссию «Чандраян-2». Она состояла из орбитального модуля и спускаемой платформы «Викрам», на борту которой находится первый индийский луноход «Прагьян».

Спускаемая платформа «Викрам» и ровер «Прагьян» миссии «Чандраян-2». Источник: ISRO

После выхода на селеноцентрическую орбиту, «Викрам» отделился от орбитального модуля, после чего приступил к посадке на Луну. Изначально спуск проходил в штатном режиме, но незадолго до посадки с аппаратом была потеряна связь. Позже зонд LRO сфотографировал, образовавшийся в результате падения платформы, кратер. Последующее расследование установило, что причиной аварии стал сбой в программном обеспечении, приведший к преждевременному отключению посадочного двигателя.

Место падения платформы «Викрам». Источник: NASA/Goddard/Arizona State University.

Несмотря на то, что орбитальный модуль «Чандраян-2» с успехом выполнил все поставленные задачи (он все еще продолжает работать), неудачная посадка на Луну стала заметным ударом по репутации ISRO. Неудивительно, что всего через два месяца после аварии организация объявила о намерении запустить еще одну лунную миссию. Она получила название «Чандраян-3».

Изначально предполагалось, что «Чандраян-3» будет построен  в максимально сжатые сроки и готов уже к концу 2020 году. Но комбинация из последствий пандемии COVID-19 и различных технических проблем привела к тому, что дата его запуска сдвинулась на целых три года.

Техническое устройство «Чандраян-3»

«Чандраян-3» состоит из перелетного модуля и спускаемой платформы с луноходом. Масса перелетного модуля составляет 2148 кг. Он должен будет вывести «Чандраян-3» на орбиту вокруг Луны.

«Чандраян-3». Источник: ISRO

После отделения спускаемой платформы, перелетный модуль останется на орбите и будет использоваться в качестве ретранслятора данных. Кроме того, он оснащен научным инструментом SHAPE. Прибор займется измерением спектральных и поляриметрических характеристик Земли. Эти данные пригодятся ученым, изучающим землеподобные экзопланеты.

Масса спускаемой платформы составляет 1752 кг (с учетом 26-килограммового ровера). Она попытается совершить посадку на территории южного полярного региона Луны. В случае успеха Индия станет четвертой в истории страной, которой удалось совершить эту операцию.

Посадочная платформа «Чандраян-3». Источник: ISRO

Спускаемая платформа «Чандраян-3» оснащена научными инструментами, предназначенными для изучения тепловых характеристик лунного реголита, свойств приповерхностной плазмы и сейсмической активности. Также на борту платформы находится уголковый отражатель.

Что касается ровера, то он оснащен инструментами, предназначенными для проведения исследований минералогического состава лунной поверхности. И луноход и платформа рассчитаны на работу в течение одного лунного дня (14 земных суток). Но в теории они могут проработать и больше. По словам специалистов ISRO, проведенные ими тесты показали, что платформа и луноход способны пережить лунную ночь. Если им удастся перезарядить батареи и выйти на связь с Землей, их миссия будет продлена.

Прямая трансляция запуска «Чандраян-3»

Запуск «Чандраян-3» состоится 14 июля в 12:05 по Киеву. Прямая трансляция события будет вестись на сайте IRSO и на Youtube.

Изначально, аппарат будет выведен на переходную орбиту с перигеем в 170 км и апогеем в 36 500 км. После этого он выполнит серию маневров, которые переведут его на 100-километровую селеноцентрическую орбиту. Далее, спускаемая платформа отделится от перелетного модуля и приступит к спуску. На данный момент ее посадка запланирована на 23 августа.