Hubble составил прогноз погоды для ультрагорячих юпитеров

Используя данные, собранные космическим телескопом Hubble, астрономы изучили погодные процессы на экстремальных экзопланетах, известных как ультрагорячие юпитеры. Результаты исследования были опубликованы в недавних выпусках журналов Nature и Astrophysical Journal Letters.

Ультрагорячими юпитерами называют газовые гиганты, орбиты которых проходят на весьма небольших дистанциях от родительских звезд. Из-за этого их атмосферы разогреты до экстремальных температур, превышающих температуру плавления титана.

WASP-178b: планета с ураганными ветрами и каменными дождями

Одним таким миром является экзопланета WASP-178b, расположенная в 1300 световых годах от Земли. Ее орбита проходит на расстоянии около 7,5 млн км от звезды, температура освещенной стороны оценивается примерно в 2200°C.

Ультрагорячий юпитер в представлении художника. Источник: Denis Bajram/Nature

Поскольку WASP-178b постоянно обращена к своей звезде одним и тем же полушарием, это приводит к существенным температурным перепадам. Данные Hubble говорят о том, что ее дневная сторона безоблачна, но в то же время содержит большое количество монооксида кремния (SiO).

Разница в температуре атмосферы создает мощные ветра, которые движутся на ночную сторону планеты со скоростью свыше 3000 км/ч. Там SiO остывает, конденсируется и осыпается на поверхность планеты каменным дождем. При этом даже там температура атмосферы достаточно высока, чтобы испарить каменные породы и вернуть монооксид кремния в атмосферу.

KELT-20b: планета с аналогом земной стратосферы

Другой целью исследователей стал горячий юпитер KELT-20b, находящийся в 400 световых годах от Земли. Его орбита проходит на расстоянии 7 млн км от звезды, температура дневного полушария составляет почти 2000°C.

KELT-20b в представлении художника. Источник: NASA, ESA, Leah Hustak (STScI)

Астрономам удалось обнаружить признаки того, что атмосфера KELT-20b обладает горячим высотным слоем, являющимся аналогом земной стратосферы. На нашей планете это происходит из-за поглощающего ультрафиолет озонового слоя, что приводит к нагреву атмосферы в диапазоне высот от 10 до 50 км. На KELT-20b похожую функцию выполняют пары металлов, которые создают очень мощный инверсионный слой. С увеличением высоты атмосфера экзопланеты вначале становится холоднее, однако затем происходит ее резкий нагрев.

Хоть по современным представлениям на ультрагорячих юпитерах не может быть никакой жизни, изучение их атмосфер играет важную роль. Оно помогает астрономам лучше разобраться в атмосферных процессах, происходящих на внесолнечных мирах, и отработать методики исследования, которые в будущем пригодятся при наблюдениях землеподобных экзопланет.

Вы также можете почитать о том, как астрономы нашли двойник Юпитера.