Hubble сфотографировал «расплавленное кольцо»

В центре этого любопытного изображения, полученного телескопом Hubble, можно увидеть очень необычный космический «мираж», наблюдаемый в южном созвездии Печи. Астрономы дали ему неофициальное прозвище «Расплавленное кольцо».

Галактика GAL-CLUS-022058s (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Jha

На самом деле «кольцо» представляет собой далекую галактику GAL-CLUS-022058s, обладающую вполне типичной спиральной формой. Однако на линии между ней и Землей расположено весьма массивное галактическое скопление. Его гравитация столь велика, что выступает в роли своеобразной линзы, искривляющей путь световых лучей от более далеких фоновых объектов, заставляя их двигаться несколькими различными путями по направлению к нашей планете. В результате, изображение GAL-CLUS-022058s до неузнаваемости исказилось, превратившись в практически замкнутую светящуюся дугу. Подобный эффект был предсказан Общей теорией относительности и получил название «кольцо Эйнштейна».

Стоит отметить, что для астрономов кольца Эйнштейна — не просто занятный оптический феномен, но и ценный источник информации. Поскольку гравитационные линзы усиливают свет от более далеких объектов, они дают возможность наблюдать галактики, которые при обычных условиях были бы слишком тусклы, чтобы их удалось разглядеть с помощью даже самых мощных существующих телескопов.

По материалам https://spacetelescope.org