Hubble сфотографировал массивное скопление галактик

Группа сопровождения миссии Hubble опубликовала новое изображение, сделанное космическим телескопом. В этот раз он сфотографировал скопление галактик Abell 1351.

Скопление галактик Abell 1351. Источник: ESA/Hubble & NASA, H. Ebeling

На снимке Hubble можно увидеть множество ярких полос. Это не артефакт съемки, а далекие галактики. Причина, почему их изображения исказились таким образом, заключается в Abell 1351. Его мощная гравитация искривляет и усиливает лучи света, испускаемые более далекими объектами, что приводит к возникновению оптических миражей. Это называется эффектом гравитационного линзирования.

Астрономы активно применяют подобные гравитационные линзы для того, чтобы заглянуть на окраины Вселенной. Они дают возможность увидеть настолько далекие объекты, которые не смог бы рассмотреть даже самый мощный из существующих телескопов.

Гравитационные линзы могут создаваться не только скоплениями, но и намного меньшими телами, в том числе и звездами. Как правило, они используются для поиска экзопланет. Этот метод также дает возможность находить объекты, не входящие в состав звездных систем (планеты-изгои, коричневые карлики, блуждающие черные дыры) и регистрировать экзопланеты, находящиеся на очень больших расстояниях от Земли — в том числе и в соседних галактиках.