Hubble показал гравитационную линзу

Представленная фотография телескопа Hubble демонстрирует весьма любопытный оптический феномен: созданную галактическим скоплением, гравитационную линзу. Она «удвоила» изображение далекой галактики SGAS J143845+145407, которую можно увидеть в центре кадра.

Сфотографированная телескопом Hubble гравитационная линза. Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Rigby

Гравитационное линзирование происходит, когда достаточно массивное небесное тело, вызывает кривизну пространства-времени достаточную для того, чтобы изменить направление световых лучей от более далекого фонового объекта так, словно они прошли через линзу. Соответственно, вызывающее искривление света тело — называют линзой, а искаженный фоновый объект — «линзированным».

Гравитационное линзирование может привести к ряду различных оптических эффектов. Например, как в случае с представленным снимком, продублировать изображение далекой фоновой галактики. Также оно может превратить ее изображение в искаженную дугу или кольцо. Другим важным последствием является усиление света, позволяющее астрономам наблюдать объекты, которые в противном случае были бы слишком далекими или слишком слабыми, чтобы их можно было увидеть даже в самые мощные из современных телескопов.

Именно поэтому астрономы уделяют такое большое внимание поиску гравитационных линз. Ведь они выступают в качестве природных телескопов, дающих исследователям возможность, в буквальном смысле, заглянуть на край Вселенной и увидеть самые первые галактики и скопления звезд, образовавшиеся сразу после Большого взрыва.

Ранее мы рассказывали о том, как Hubble сфотографировал бирюзовые моря в Большом Магеллановом Облаке.

Телескоп James Webb разгадывает тайну рождения Крабовидной туманности