Hubble определил размеры крупнейшей кометы в истории

Космический телескоп Hubble измерил характеристики ядра кометы C/2014 UN271 (Бернардинелли — Бернштейна). Его данные подтвердили, что она является крупнейшей кометой за всю историю астрономии.

Хвостатая гостья из облака Оорта

Комета C/2014 UN271 была открыта астрономами Педро Бернардинелли и Гэри Бернштейном в ходе анализа снимков, сделанных в рамках обзора DES (Dark Energy Survey) в период с 2013 по 2019 год. Впервые ее заметили на кадрах, полученных в октябре 2014-го. В то время комета находилась на расстоянии 29 а.е. от Солнца, что сопоставимо с расстоянием до Нептуна.

Находка сразу привлекла внимание научного сообщества. Во-первых, C/2014 UN271 прибыла из облака Оорта. Так называют гипотетическую сферическую область Солнечной системы, являющуюся источником долгопериодических комет. Расчеты показали, что предыдущий афелий объекта пролегал на расстоянии 39,4 тыс. а.е. от Солнца. Новый визит изменит орбиту кометы. Значение ее афелия увеличится до 54,6 тыс. а.е. (0,86 световых лет), а орбитальный период  вырастет с 3 до 4,5 млн лет.

А во-вторых, уже сразу после обнаружения стало понятно, что C/2014 UN271 является весьма крупным объектом. Изначально астрономы даже полагали, что она может быть карликовой планетой, но позже им все же удалось обнаружить признаки ее кометной активности.

Размеры кометы C/2014 UN271

Чтобы определить размеры кометы C/2014 UN271, исследователи задействовали телескоп Hubble. Это оказалось весьма непростой задачей. На данный момент хвостатая гостья находится на расстоянии порядка 3 млрд км от Земли, так что даже технических возможностей орбитальной обсерватории недостаточно, чтобы напрямую рассмотреть ее ядро. Ситуацию еще больше осложняет кома. Так называют оболочку из пыли и газа, окружающую ядро C/2014 UN271.

Слева направо: сделанный Hubble снимок кометы C/2014 UN271, компьютерная модель комы кометы C/2014 UN271, симулированное изображения ядра кометы C/2014 UN271. Источник: NASA, ESA, Man-To Hui (Macau University of Science and Technology), David Jewitt (UCLA); Image processing: Alyssa Pagan (STScI)

Поэтому исследователи создали компьютерную модель кометной комы, сравнили ее со снимками Hubble и затем «вычли» из них свечение комы, оставив только свет от ядра. Для улучшения точности ученые также использовали данные комплекса радиотелескопов ALMA, внесших ограничения на максимальный размер и отражательную способность (альбедо) кометы.

В результате ученые получили следующую оценку. Диаметр ядра кометы C/2014 UN271 (Бернардинелли — Бернштейна) составляет 135 км при массе в 500 триллионов тонн. Имеющиеся данные также говорят о том, что она имеет еще меньшее альбедо, чем считалось ранее. По словам астрономов, комета чернее угля. Скорее всего, это связано с покрывающими ее поверхность органическими веществами.

Таким образом, C/2014 UN271 является крупнейшей хвостатой гостьей, которую когда-либо наблюдали астрономы. Предыдущим рекордсменом являлась комета C/2002 VQ94, чей диаметр оценивался в 100 км.

Сравнение размеров ядер различных комет. Источник: NASA, ESA, Zena Levy (STScI)

К счастью, C/2014 UN271 не представляет никакой угрозы для Земли. Она не подойдет к Земле ближе чем на 1,5 млрд км. Комета пройдет перигелий своей орбиты в начале 2031 года, после чего отправится в долгое путешествие к облаку Оорта. Следующий визит C/2014 UN271 во внутреннюю часть Солнечной системы состоится через 4,5 млн лет.

Напомним, что недавно астрономы предположили, что астероид Рюгу может являться ядром «выгоревшей» кометы.