Гравитационная линза Солнца поможет увидеть экзопланеты

Ученые предлагают использовать эффект искривления лучей звезд гравитационным полем Солнца для того, чтобы получить изображение экзопланеты. Таким образом можно получить в 1000 раз лучшее увеличение, чем позволяют самые совершенные современные технологии.

Изображение планеты можно реконструировать из света, который искривляет гравитационная линза Солнца. Источник: www.universetoday.com

Гравитационная линза Солнца как элемент космического телескопа

Ученые из Стэнфордского университета предлагают использовать эффект гравитационного линзирования для получения изображения экзопланет, находящихся далеко от Земли. В качестве тела, которое будет искажать пространство, выступит наше Солнце.

Опубликованная в The Astrophysical Journal статья базируется на исследовании 2020 года. Тогда был предложен алгоритм, способный восстановить изображение планеты из света, огибающего Солнце. Когда это происходит, то все излучение от звезды формирует кольцо.

Каким бы слабым и искаженным оно ни было, ученые считают, что его можно собрать телескопом и увидеть не только сам диск планеты, но и моря и океаны на ней. Считается, что таким образом можно получить картинку планеты на расстоянии 100 световых лет, которая была бы столь же четкой, как фотография Земли, сделанная с Луны.

Как построить гравитационно-линзовый телескоп

Ученые заявляют, что могут получить изображения в 1000 раз лучше, чем у любого из созданных человеком оптических систем. Если бы просто попытаться создать такой космический телескоп, то его зеркало должно быть в 20 раз больше Земли.

Гравитационная линза Солнца
Гравитационный фокус Солнца. Источник: www.planetary.org

Однако ученые уверены, что для этого достаточно аппарата, размером со старенький Hubble. Надо всего лишь разместить его в точке солнечного фокуса. Именно здесь сходятся вместе все лучи, прошедшие сквозь его гравитационную линзу.

Проблема только в том, что гравитационный фокус Солнца находится в 14 раз дальше, чем Плутон. И это больше максимального расстояния, которое когда-либо преодолевал аппарат, созданный человеком. Ученые уверены, что создание такого телескопа — вопрос ближайшей сотни лет. И тогда ему понадобится 20—40 лет, чтобы добраться до места назначения.

Как обнаружить дипфейки: астрономы предлагают искать отблеск звезд в глазах