Gemini South сфотографировал будущие звездные системы

Используя мощности телескопа Gemini South, американские астрономы выполнили обзор 44 молодых звезд. В результате им удалось получить изображения окружающих их протопланетных дисков, а также обнаружить юпитероподобную экзопланету и коричневый карлик. Результаты исследования были представлены на 240-м заседании Американского астрономического общества и опубликованы в журнале The Astronomical Journal.

Сфотографированные Gemini South протопланетные диски. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/E. Rich (Michigan University)

Главной целью исследования был поиск ответа на один из фундаментальных астрономических вопросов — как именно формируются планеты?  Считается, что это происходит в окружающих, новорожденные звезды, газопылевых дисках. Предыдущие наблюдения показали, что зачастую в них присутствуют кольца, состоящих из крупных и мелких пылинок, а также газа. Вероятно, они являются результатом взаимодействия новорожденных планет с окружением.

С целью расширить понимание происхождения подобных особенностей, астрономы провели наблюдения выборки из 44 молодых звезд. Упор делался на светила, чья масса превосходит солнечную — ученые хотели узнать, как масса звезды коррелирует с процессами формирования планет. Для наблюдений был использован инструмент GPI (Gemini Planet Imager), установленный на телескопe Gemini South. Он способен вести съемку в ближнем инфракрасном диапазоне, что дает ученым возможность фиксировать различные структуры внутри протопланетных дисков.

Протопланетный диск вокруг молодой звезды HD 34700 A. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/E. Rich (Michigan University)

В процессе исследования, Gemini South обнаружил протопланетные диски у 80% наблюдавших звезд. Ему удалось открыть юпитероподобную экзопланету и коричневый карлик, а также подтвердить существование двух других коричневых карликов, которые ранее числились в списке кандидатов.

Что касается протопланетных дисков, то астрономам удалось выявить интересную закономерность. Оказалось, что протопланетные диски у звезд, чья масса составляет менее трех солнечных, как правило имеют кольца, в то время как окружение более массивных звезд их лишено.  Это говорит о том, что формирование планет у этих двух групп светил протекает по-разному.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономам удалось сфотографировать остаточный диск в форме эллипса.

По материалам https://noirlab.edu