Галактики с перемычками существовали 11 млрд лет назад

James Webb Space Telescope показал спиральные галактики с перемычками, которые существовали еще 11 млрд лет назад. Ученые считают, что благодаря этому в них должно ускоряться звездообразование из-за значительного притока вещества в центральные области.

Галактика с перемычкой
Галактика с перемычкой. Источник: Википедия

Галактики с перемычками в ранней Вселенной

Ученые из Техасского университета в Остине, работающие с данными космического телескопа James Webb (JWST), нашли несколько спиральных галактик с перемычками, возраст которых достигает 11 млрд лет. Эти объекты очень похожи на Млечный Путь, каким мы знаем его сейчас, и содержат перемычку, или бар — очень яркое и плотное образование из звезд, которое простирается от центров галактик до их окрестностей.

Первую такую галактику под названием EGS-23205 нашли еще на снимках космического телескопа Hubble. Но на них она выглядит просто размытым пятном. JWST имеет гораздо большее зеркало и может собирать свет лучше. К тому же он смотрит на мир в среднем инфракрасном диапазоне, благодаря чему лучше видит сквозь космическую пыль.

Именно благодаря этим свойствам исследователи обнаружили у EGS-23205 перемычку, и это стало неожиданностью. Считалось, что эти элементы могут возникать на более поздних стадиях эволюции, чем четверть от современного возраста Вселенной.

Позже ученые обнаружили другую галактику EGS-24268 с перемычкой. Ее возраст также достигал 11 млрд лет. Затем они вручную обработали еще кучу изображений JWST и обнаружили четыре подобных звездных системы, возраст которых превышал 8 млрд лет.

Почему перемычки важны?

Перемычки в галактиках — это более важно, чем, например, спиральная структура, которую они могут со временем терять. Эти образования являются своего рода космическими дорогами, по которым вещество из окраин галактики попадает в их центр.

Галактики з перетинками, які спостерігає James Webb
Галактики с перемычками, которые наблюдает James Webb. Источник: NASA/CEERS/University of Texas at Austin

Именно там находятся сверхмассивные черные дыры, которые вызывают возмущение, и звездообразование в этих регионах происходит активнее всего. Основные запасы вещества для этого преимущественно находятся на периферии звездных систем.

Физические процессы, приводящие к очень раннему образованию перемычек в галактиках, ученым еще предстоит исследовать. Но понятно, что они создают новый путь к эволюции звездных систем, ускоряя звездообразование в 10—100 раз.