Фото дня: в тени Ганимеда

Представленное изображение было получено зондом Juno во время его 40-го сближения с Юпитером, состоявшемся 25 февраля 2022 года. Может показаться, что на поверхности газового гиганта образовалась черная дыра. Но в реальности, мы наблюдаем тень Ганимеда.

Тень Ганимеда на поверхности Юпитера. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS

Ганимед является не просто крупнейшим спутником Юпитера, но и крупнейшим спутником планеты во всей Солнечной системе. Его диаметр составляет 5268 км, что больше диаметра Меркурия. Также он является единственным известным спутником, обладающим собственным магнитным полем (его напряженность также превосходит соответствующий показатель Меркурия). Вдобавок ко всему ученые полагают, что под поверхностью Ганимеда может скрываться обширный океан или даже несколько океанов, разделенных слоями льда.

Снимок был сделан в тот момент, когда Juno находился на расстоянии 77 тысяч км от верхушек юпитерианских облаков. Поэтому тень Ганимеда кажется такой большой. Для сравнения, орбита спутника проходит на расстоянии миллиона км от газового гиганта.

Если бы на пути тени Ганимеда в юпитерианских облаках оказался наблюдатель, он бы увидел солнечное затмение. Такие события на Юпитере происходят намного чаще, чем на Земле. Во-первых, вокруг планеты обращается сразу четыре крупных спутника (Ганимед, Каллисто, Ио и Европа), которые могут закрыть Солнце. Во-вторых, их орбиты лежат практически в той же плоскости, что и орбита Юпитера.

Что же касается Луны, то ее орбита наклонена по отношению к орбите нашей планеты примерно на 5 градусов. Из-за этого солнечные затмения происходят не во время каждого новолуния, а намного реже.