Фантастический восход Луны над пустыней Атакама попал на фото

Европейская Южная обсерватория (ESO) опубликовала невероятное по красоте фото. Оно демонстрирует восход полной Луны над плато Чахнатор.

Восход полной Луны над пустыней Атакама. Источник: P. Horálek/ESO

Плато Чахнатор находится на высоте свыше пяти тысяч метров над уровнем моря в пустыне Атакама. На этом поразительном фото покатый, ржавый и бесплодный ландшафт плато больше похож на инопланетный мир, чем на нашу планету. И на самом деле это не просто сравнение. Пустыня Атакама считается одним из самых неблагоприятных для жизни мест на нашей планете. Его часто используют для испытания прототипов техники, которая затем отправляется на Марс.

Но именно столь экстремальные условия делают этот регион одним из лучших мест на планете для размещения астрономических инструментов, в частности, способных вести наблюдения в инфракрасном и субмиллиметровом диапазоне. Воздух на этой отметке отличается невероятной сухостью, что значительно уменьшает эффект поглощение излучения на этих длинах волн водяным паром, содержащимся в атмосфере. А удаленность от цивилизации снижает риск воздействия случайных электромагнитных помех на приемники астрономов.

Именно поэтому плато было выбрано для размещения массива радиотелескопов ALMA. В общей сложности, он состоит из 66 антенн. 54 из них имеют диаметр 12 метров, еще 12 — диаметр 7 метров. Они не являются стационарными и могут устанавливаться на разные площадки, расположенные на расстоянии до 16 км друг от друга. Для их транспортировки по плату Чахнатор используется два 20-метровых тягача.

Все 66 антенн ALMA объединены в единый радиоинтерферометр, на данный момент  являющийся мощнейшим из всех когда-либо построенных. Обсерватория является одним из важнейших инструментов современной астрономии. Она используется для изучения туманностей, регионов активного звездообразования, поиска новорожденных экзопланет, а также приняла участие в получении исторического снимка тени черной дыры.

То, что Луна на снимке выглядит столь большой — это известная оптическая иллюзия. Когда спутник нашей планеты находится низко над горизонтом, его видимые размеры кажутся в несколько раз больше, чем когда он находится высоко в небе. Но в реальности, угловой размер Луны практически не зависит от ее высоты над горизонтом.