Европейскому исследователю Солнца предстоит рискованная встреча с Землей

В прошлом году ESA и NASA отправили к Солнцу зонд Solar Orbiter. Он предназначен для изучения внутренней части гелиосферы и зарождающегося солнечного ветра, а также наблюдения полярных областей нашего светила, которые не видны с Земли.

Solar Orbiter (концепт). Источник: ULA

Для достижения поставленных целей зонду необходимо выйти на рабочую орбиту с наклонением в 17° и перигелием, расположенным на расстоянии 0,28 а. е. (42 млн км) от центра Солнца. К сожалению, мощности существующих ракет недостаточно, чтобы сразу вывести космический аппарат на подобную орбиту. Поэтому Solar Orbiter приходится использовать для ее достижения гравитацию планет. Он уже дважды «наведался в гости» к Венере. А 27 ноября зонд навестит и нашу планету.

По словам специалистов ESA, предстоящий маневр считается наиболее рискованным во всей миссии. Дело в том, что Solar Orbiter пройдет через два достаточно «густонаселенных» региона. Вначале спутник пересечет геостационарную орбиту (36 000 км от Земли), являющуюся местом расположения аппаратов связи. Затем ему предстоит пройти через низкие орбиты, где сосредоточено как множество действующих аппаратов, так и большая часть популяции космического мусора. В момент максимального сближения Solar Orbiter приблизится к нашей планете на расстояние всего 460 км и пройдет над северной Африкой и Канарскими островами.

Схема пролета Земли аппаратом Solar Orbiter. Источник: ESA

Конечно, вероятность того, что во время пролета Solar Orbiter с чем-то столкнется, весьма мала. Но все же она выше нуля. Поэтому сотрудники миссии будут тщательно следить за обстановкой на пути аппарата и при необходимости изменят его траекторию, чтобы избежать риска столкновения.

Помимо орбитального маневрирования, Solar Orbiter также выполнит ряд наблюдений. В частности, он изучит магнитное поле Земли. Собранные им данные будут сопоставлены с результатами наблюдений других миссий, что позволит составить более полную картину обстановки в магнитосфере нашей планеты.

Благодаря предстоящему маневру Solar Orbiter уменьшит свой перигелий до 50 млн км. В сентябре следующего года он вновь навестит Венеру. Этот маневр позволит ему завершить переход на рабочую орбиту.