Европейский охотник за темной материей будет запущен 1 июля

Европейское космическое агентство назвало дату запуска телескопа Euclid. Он отправится в космос 1 июля.

Техническое устройство и задачи телескопа Euclid

Телескоп Euclid был создан в рамках научной программы ESA Cosmic Vision. Длина аппарата составляет 4,5 м, ширина — 3,1 м, общая масса — 2,1 тонны. Его строительство обошлось ESA примерно в 500 млн евро (без учета пусковых расходов).

Телескоп Euclid в представлении художника. Источник: ESA

Euclid предназначен для изучения истории расширения Вселенной, формирования ее крупномасштабных структур, распределения загадочной темной материи и темной энергии. Для этого он  будет осуществлять высокоточные измерения красных смещений далеких галактик (в радиусе до 10 млрд световых лет от Млечного Пути). Уточненные данные о связи красного смещения и расстояния, помогут астрономам лучше разобраться в том, как Вселенная приобрела свой нынешний вид.

Для выполнения поставленных задач Euclid оснащен 1,2-метровым зеркалом. Научная начинка телескопа представлена двумя инструментами: визуализатором видимого излучения (VIS), а также спектрометром и фотометром ближнего инфракрасного диапазона (NISP).

Дата запуска Euclid

Изначально запуск Euclid был запланирован еще на 2020 год. Но, как это часто бывает в космонавтике, эта дата несколько раз сдвигалась. Вначале из-за комбинации различных технических проблем и последствий пандемии COVID-19, затем — из-за разрыва отношений ESA с «Роскосмосом». Дело в том, что Euclid планировалось запустить при помощи ракеты «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. После начала широкомасштабного вторжения россии в Украину это, разумеется, стало невозможно.

Заправка телескопа Euclid. Источник: ESA

В результате ESA пришлось обратиться за помощью к SpaceX. Новым носителем телескопа стала ракета Falcon 9. Весной 2023 года Euclid был доставлен в Космический центр им. Кеннеди, после чего подготовлен к запуску. Одной из последних процедур стала заправка. Euclid заправили 140 кг гидразина (он будет использован в основных маневрах) и 70 кг азота (он нужен для небольших коррекций).

На данный момент запуск Euclid назначен на 1 июля. Запасное пусковое окно будет открыто 2 июля. После выхода на орбиту телескоп выполнит серию маневров, которые выведут его на рабочую позицию в окрестности точки Лагранжа L₂ системы «Солнце-Земля», расположенной на расстоянии 1,5 млн км от нашей планеты в противосолнечном направлении. Научная миссия телескопа рассчитана на шесть лет с возможностью ее последующего продления.