Европейский охотник за экзопланетами нашел четыре мининептуна

Телескоп Cheops подтвердил существование четырех ранее неизвестных экзопланет. Все они относятся к классу т. н. теплых мининептунов.

Что такое мининептуны

Мининептуны — это тела, занимающие промежуточное положение между каменными планетами вроде Земли и газовыми планетами вроде Нептуна. В Солнечной системе нет аналогов таких объектов, однако, судя по всему, они весьма широко распространены в Млечном Пути.

Мининептун в представлении художника. Источник: NASA/GSFC/Frank Reddy

На данный момент знания астрономов о мининептунах полны пробелов. Это объясняется тем, что они меньше, холоднее и их труднее найти, чем т. н. горячие юпитеры. В то время как такие тела обращаются вокруг своей звезды за считанные часы или дни, и обычно имеют температуру поверхности более 1000 °C, орбиты мининептунов пролегают дальше, их периоды обращения больше, и они имеют более холодную поверхность с температурой всего около 300 °C.

Открытие телескопа Cheops

Первые признаки существования четырех обнаруженных мининептунов были найдены телескопом TESS. Проблема в том, что этот аппарат наблюдает за каждой звездой всего 27 дней, после чего меняет участок неба. Этого недостаточно, чтобы зафиксировать повторные транзиты экзопланет и подтвердить их существование.

Основные и возможные внутренние характеристики четырех найденных телескопом Cheops мининептунов. Источник: ESA

Поэтому астрономы задействовали Cheops, нацелив его на звезды в ожидаемое время новых транзитов. Европейскому телескопу удалось зафиксировать и определить их базовые характеристики, тем самым подтвердив существование мининептунов. Четыре вновь открытые планеты имеют периоды обращения от 21 до 53 дней. Равновесные температуры их поверхности составляют от 217 до 277 °C.

Один из основных вопросов по поводу мининептунов связан с их внутренним строением. Согласно существующим представлениям, они должны иметь железо-каменное ядро, окруженное толстой оболочкой из менее плотного материала. Это может быть как толстая атмосфера, состоящая из водородо-гелиевой смеси или водяного пара, так и глобальный океан. Чтобы ответить на этот вопрос, ученым необходимо знать среднюю плотность мининептунов.

Поэтому астрономы планируют провести дополнительные наблюдения найденной четверки минептунов при помощи наземных телескопов, чтобы определить их массы. В будущем они могут стать объектами для изучения как со стороны обсерватории James Webb, так и со стороны нового телескопа Ariel, который будет запущен ESA в конце текущего десятилетия.

По материалам  https://www.esa.int