В близкой звездной системе найдены следы столкновения

Астрономам удалось обнаружить свидетельства столкновения планет, произошедшего в молодой звездной системе HD 172555. Она расположена в созвездии Павлина в 95 световых годах от Солнца. Ее возраст составляет всего 23 млн лет.

Столкновение между протопланетами в представлении художника. Источник: Mark Garlick

HD 172555 все еще окружена остаточным диском, состоящим из вещества, не задействованного в ходе формирования системы. Именно оно и привлекло внимание ученых. Исследования показали, что это вещество содержит большое количество необычных минералов в зернах, которые при этом намного мельче, чем ожидается от типичного околозвездного остаточного диска.

Чтобы раскрыть загадку HD 172555, астрономы воспользовались помощью комплекса радиотелескопов ALMA. Их целью был монооксид углерода (CO), который, как правило, «светится» ярче всего и его проще найти.

ALMA обнаружил значительную концентрацию этого соединения на расстоянии примерно 6-9 а.е. от центра системы. По оценкам исследователей, она соответствует примерно 20% монооксида углерода, содержащегося в атмосфере Венеры. К этому стоит добавить, что СО подвержен фотодиссоциации — процессу, при котором ультрафиолетовое излучение постепенно разрушает его молекулы.

Наличие столь большого количества монооксида углерода и другие химические аномалии в составе остаточного диска заставили ученых предположить, что он попал туда в ходе какого-то недавнего события. Во время серии моделирований они исключили множество вариантов и остановились на наиболее правдоподобном сценарии: СО указывает на крупное столкновение.

По мнению астрономов, газ был выброшен в космическое пространство в результате соударения двух формирующихся планет общей массой, эквивалентной восьми земным. Оно привело к тому, что более крупный объект потерял до 60% своей атмосферы, содержащей CO₂. Она улетучилась в космос и стала частью диска, а CO₂ в дальнейшем преобразовался в CO. Исходя из того, что излучение звезды еще не успело разрушить монооксид углерода, по астрономическим меркам это событие произошло относительно недавно — примерно 200 тысяч лет тому назад.