Euclid обнаружил 1,5 триллиона звезд-сирот в самой большой структуре космоса

Ученые с помощью космического телескопа Euclid обнаружили 1,5 триллиона звезд-сирот, которые дрейфуют в массивном скоплении Персея из тысяч галактик. Это скопление является одной из крупнейших структур в космосе. Звезды, оторванные от собственных галактик, создают слабый голубой свет между ними. Этот внутрикластерный свет настолько тусклый, что в тысячи раз темнее ночного неба Земли.

Изображение скопления Персея
Изображение скопления Персея, на котором показаны две самые яркие галактики в скоплении, NGC 1275 (слева) и NGC 1272 (справа) в центре. Авторство: Euclid consortium

Исследуя этот свет, Euclid помогает ученым понять его происхождение и выяснить, откуда берутся звезды-сироты. Телескоп стартовал с мыса Канаверал на ракете Falcon 9 компании SpaceX 1 июля 2023 года. Его основная миссия — исследование темной энергии и темной материи, но он также обнаружил свет между галактиками в скоплении Персея.

Ученый Университета Ноттингема Нина Хатч отметила, что способность телескопа различать тонкие цвета света помогла понять, что эти звезды происходят из малых галактик. Изучая их характеристики, ученые обнаружили, что некоторые из этих звезд-сирот были затянуты из окрестностей галактик из-за взаимодействия с другими галактиками. Другие же происходят из карликовых галактик, которые были разрушены.

Увеличенные изображения скопления Персея
Увеличенные изображения скопления Персея, как их видел Euclid, показывают карликовые галактики, которые пережили взаимодействие с более крупными галактиками. Изображение: консорциум Euclid, LMU, MPE

Неожиданностью стало то, что звезды-сироты вращались не вокруг крупнейших галактик скопления, как ожидалось, а вокруг точки между двумя самыми яркими галактиками NGC 1275 и NGC 1272.

Используя Euclid, исследователи также обнаружили 50 тыс. плотно упакованных сферических скоплений звезд, известных как шаровые скопления. Внутрикластерный свет распределяется подобно этим скоплениям, что свидетельствует о том, что они являются источником этого света.

Шаровидные скопления доминируют в карликовых галактиках, следовательно, часть внутрикластерного света может происходить от остатков таких галактик, разорванных во время столкновений с более массивными галактиками. Наблюдения показали, что малые карликовые галактики в скоплении Персея увеличиваются по мере удаления от его центра.

Это исследование способствует пониманию эволюции галактик и их скоплений, а также того, как Вселенная приобрела современный вид.

Ранее мы сообщали о том, как выглядели первые снимки телескопа-охотника за Темной материей.