ESO продемонстрировало успехи в строительстве Чрезвычайно большого телескопа

Европейская южная обсерватория опубликовала новый снимок, сделанный на вершине чилийской горы  Серро-Армазонес. Он демонстрирует прогресс, достигнутый в строительстве Чрезвычайно большого телескопа (ELT).

Самый большой телескоп в мире

ELT станет крупнейшей наземной обсерваторией, ведущей исследования в оптическом диапазоне. Ее центральным компонентом является огромный  вращающийся купол высотой 80 м и массой 6100 тонн. Диаметр подкупольного помещения составит 88 м, что сопоставимо с площадью футбольного поля.

ELT после завершения строительства (концепт). Источник: ESO

Внутри купола будет размещено 39-метровое главное зеркало, состоящее из 798 индивидуальных шестиугольных сегментов общей площадью 978 м² и массой 132 тонны. Оно будет управляться в режиме реального времени системой высокоточных датчиков, обеспечивающих постоянную оптическую юстировку. Благодаря этому обсерватория сможет собирать в 15 раз больше света, чем крупнейшие действующие оптические телескопы.

Конструкция ELT также предусматривает использование принципиально новой адаптивно-оптической техники, которая способна максимально качественно корректировать искажения изображений небесных тел, вносимые земной атмосферой. Ожидается, что новая обсерватория будет напрямую фотографировать экзопланеты, изучать их атмосферы, наблюдать за рождением новых планетных систем, а также поможет измерить величину ускорения расширения Вселенной.

Возведение купола ELT

Как демонстрирует новый снимок, возведение бетонной структуры ELT почти завершено. Именно она будет нести стальной купол. В течение ближайших недель начнется установка 36 механизмов, которые впоследствии обеспечат вращение купола весом 6100 тонн на 360 градусов.

Возведение купола Чрезвычайно большого телескопа (ELT). Источник: G. Hüdepohl (atacamaphoto.com)/ESO

В самой правой части снимка ясно виден фундамент охлаждающей установки — одного из многих вспомогательных устройств, предназначенных для поддержания низкой температуры телескопа в течение дня, чтобы к ночи он имел ту же температуру, что и окружающая среда. Это ключевое условие минимизации турбулентности воздуха в подкупольном помещении и тепловых деформаций телескопа. В центре снимка — основной фундамент главного корпуса, в котором под куполом будет размещаться телескоп и весь его инструментарий общим весом 4600 тонн. Для закладки этого фундамента, внутри которого уже установлены сверхсовременные противосейсмические устройства, потребовалось почти 9000 кубометров бетона.

На строительстве уже работает несколько кранов грузоподъемностью от 250 до 600 тонн, с помощью которых возводятся бетонные конструкции. В частности, кран, который мы видим cлева, потребуется для сборки как купола, так и основного здания. Этот кран высотой почти 120 м и длиной стрелы до 80 м виден за несколько километров. Глядя на него, можно представить себе, какой громадной будет сама башня ELT.

Общая смета проекта ELT оценивается в 1,2 млрд евро. Согласно текущим планам, телескоп увидит свой «первый свет» в 2027 году.