ESA отправит самый маленький радар в космос

Люксембургская компания GomSpace передала ESA спутник Juventas. Он отправится в космос в составе миссии Hera.

Спутник Juventas в представлении художника. Источник: ESA/Science Office

Целью миссии Hera является двойной астероид Дидим, который был выбран целью эксперимента по изменению орбиты небесных тел. В 2022 году в его спутник Диморф врезался построенный NASA зонд DART. Удар привел к выбросу тысяч тонн вещества и изменению периода обращения астероида.

Hera должна будет изучить, как космическая бомбардировка повлияла на пару астероидов, а также проверить, остался ли на поверхности Диморфа кратер. Аппарат будет заниматься этим не в одиночестве. Hera возьмет с собой пару попутчиков — аппаратов, созданных на базе платформы кубсат, которые отделятся от нее после прибытия к цели. Первый носит название Milani (мы уже подробно рассказывали про него), второй — Juventas.

Кубсат Juventas. Источник: ESA-F. Perez Lissi

Размеры Juventas составляют 37x23x10 см. После отделения от Hera, спутник выйдет на орбиту, проходящую параллельно линии терминатора Диморфа, после чего проведет комплексное изучение его внутреннего строения. В этом ему поможет низкочастотный радар Jura — на данный момент самая маленькая подобная система, предназначенная для использования в космосе. По словам специалистов, основной проблемой для них стало выделяемое инструментом тепло. Им пришлось постараться, чтобы добиться нужного теплового баланса спутника.

Сигналы Jura будут передаваться с квартета антенн длиной 1,5 м, что превышает длину самого Juventas. Аппарат также будет оснащен лидаром, навигационной камерой и системой межспутниковой связи.

Поскольку гравитация астероида крайне мала, орбитальная скорость Juventas будет составлять всего несколько сантиметров в секунду. Поэтому в конце своей миссии инженеры попробуют посадить кубсат на поверхность астероида. В случае успеха, после этого Juventas активирует свой второй научный инструмент — гравиметр GRASS. Он должен будет зафиксировать любые сдвиги в поверхностной гравитации, вызванные влиянием соседнего астероида Дидим. Ожидается, что собранные GRASS данные, позволят определить точную массу Диморфа.

Миссия Hera будет запущена осенью 2024 года. Ее прибытие к Дидиму и Диморфу состоится в конце 2026 года.

По материалам https://www.esa.int