ESA не станет запускать ExoMars на российской ракете

Планировавшийся на сентябрь этого года запуск миссии ExoMars крайне маловероятен. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте Европейского космического агентства (ESA). Уже в ближайшее время генеральный директор ведомства изучит все имеющиеся варианты и примет формальное решение по этому вопросу.

Ровер Rosalind Franklin и посадочная платформа «Казачок». Источник: Thales Alenia Space

В рамках миссии ExoMars на Красную планету планировалось высадить стационарную платформу «Казачок» (она построена специалистами НПО Лавочкина) и созданный европейскими инженерами марсоход Rosalind Franklin. «Казачок» должен был провести съемку места посадки, после чего заняться метеоизмерениями и исследованиями марсианской атмосферы.

Основной целью марсохода являлся химический анализ грунта и поиск биомаркеров — соединений, которые могли бы свидетельствовать о возможности существования жизни на Марсе в прошлом или даже в настоящее время. Для этого Rosalind Franklin оснащен буром, способным добывать образцы пород с глубины до 2 м, и собственной лабораторией, в которой будет проводиться их химический анализ.

Ровер Rosalind Franklin (концепт). Источник: ESA

ExoMars должен был быть запущен ракетой «Протон-М» с космодрома Байконур. Однако вторжение России в Украину сделало невозможным дальнейшее продолжение космического сотрудничества европейских государств со страной-агрессором.

Отказ от использования российской ракеты означает, что теперь ExoMars отправится к Марсу не раньше следующего баллистического окна, которое откроется в конце 2024 года. Однако не исключено, что задержка составит еще больший срок. По всей видимости, ESA также придется создать новую посадочную платформу взамен российского «Казачка», что наверняка потребует значительного времени и ресурсов.

Напомним, что российская агрессия также привела к прекращению запуска ракет «Союз» с территории космодрома Куру.