Энергия всей жизни Солнца за 10 секунд: телескоп Gemini North сфотографировал ярчайшую сверхновую

Астрономы опубликовали снимок сверхновой SN 2023ixf. Он был получен телескопом Gemini North, который недавно возобновил наблюдения после семимесячного ремонта.

Сверхновая SN 2023ixf (нижняя левая часть изображения), вспыхнувшая в галактике М101. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

SN 2023ixf была обнаружена 19 мая. Она вспыхнула во внешней части одного из рукавов крупной спиральной галактики М101 (ее иногда также называют «Вертушка»), которая расположена на расстоянии 21 млн световых лет от Земли. Это одна из самых фотографируемых галактик в ночном небе, что обусловлено ее ориентацией к Земле, открывающей прекрасный вид на ее спиральную структуру и почти триллион звезд.

Поскольку SN 2023ixf стала ближайшей к нашей планете и, как следствие, ярчайшей сверхновой за последнее десятилетие, событие привлекло большое внимание астрономов. На нее были нацелены многие телескопы. Одним из них стал 8,1-метровый Gemini North, расположенный на вершине потухшего гавайского вулкана Мауна-Кеа. В конце 2022 года начался ремонт основного зеркала. Его восстановление завершилось как раз к маю 2023 года, что дало обновленному телескопу уникальную возможность сфотографировать сверхновую.

Главное зеркало телескопа Gemini North после завершения ремонта. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/J. Pollard

На опубликованной фотографии ее можно увидеть в одном из спиральных рукавов галактики как исключительно яркую голубую звезду. Астрономы уже установили, что прародителем сверхновой был красный сверхгигант, чья масса в 12 раз превышала солнечную. Звезда исчерпала запасы водорода и в какой-то момент потеряла возможность удерживать свои внешние слои в стабильном состоянии. Это привело к ее коллапсу. Внешние слои сверхгиганта разрушились со скоростью, составлявшей до 23% от скорости света. Несмотря на то, что все событие продолжалось лишь десять секунд, в его ходе было высвобождено столько же энергии, сколько Солнце производит за 10 млрд лет своей жизни.

Помимо сверхновой, мы также можем полюбоваться на прекрасную структуру галактики М101. В ее закрученных спиральных рукавах расположены крупные регионы активного звездообразования, на которые указывают светящиеся розовые очаги света. Галактику также населяют множество молодых звезд, переплетающиеся с темными пылевыми полосами, которые помогают подпитывать вновь рожденные светила.

Астрономы собираются продолжить наблюдения сверхновой, чтобы проследить за тем, как она будет постепенно угасать. Эти данные помогут им лучше понять эволюцию массивных звезд и механизмы их гибели.

По материалам https://noirlab.edu