Экстремальная орбита экзопланеты рассказала об ее бурном прошлом

Международная команда астрономов сообщила об открытии ранее неизвестного газового гиганта, обращающегося вокруг относительно близкой к Солнцу звезды HD 83443. Экзопланета обладает аномально вытянутой орбитой, указывающей на хаотичные события в ее прошлом.

Звездная система HD 83443

HD 83443 представляет собой оранжевый карлик, расположенный на расстоянии 134 световых лет от Солнца. В 2000 году астрономы обнаружили, что у него есть как минимум один компаньон: газовый гигант, орбита которого проходит на очень небольшом расстоянии от поверхности звезды (астрономы называют такие тела горячими юпитерами). Этот объект получил обозначение HD 83443 b.

Экзопланета в представлении художника. Источник: ANU

В ходе недавнего исследования международная команда астрономов проанализировала данные об изменении радиальной скорости HD 83443, собранные за два минувших десятилетия различными наземными обсерваториями. Они показали, что в этой системе имеется еще один газовый гигант, чья масса в 1,3 раза превосходит юпитерианскую. Он получил обозначение HD 83443 с.

Экстремальная орбита экзопланеты

Вновь открытая экзопланета привлекла внимание астрономов своей орбитой. Она обладает очень большим эксцентриситетом, равным 0,76, и совершает один оборот вокруг своей звезды за 22 года. Если бы HD 83443 с располагалась в нашей Солнечной системе, то в перицентре она достигала бы орбиты Марса, а в апоцентре удалялась бы дальше Сатурна.

Орбита экзопланеты HD 83443 с (фиолетовый цвет), наложенная на схему орбит планет Солнечной системы (красный цвет — орбита Марса, синий — орбита Юпитера, желтый — Сатурна).

Поскольку новорожденные экзопланеты обладают близкими к круговым орбитами, столь необычная орбита указывает на бурные события в прошлом этой системы. По мнению исследователей, изначально HD 83443 b и HD 83443 с сформировались на куда большем расстоянии от звезды. Затем из-за накапливавшихся нестабильностей, вызванных их гравитационным взаимодействием, HD 83443 b перешла на экстремально близкую к звезде орбиту, в то время как HD 83443 с, наоборот, перешла на весьма вытянутую орбиту.

Вы также можете почитать нашу статью о том, что можно услышать на других планетах Солнечной системы.