Единственная в своем роде: тройная звездная система «съела» звезду

Ученые из Копенгагенского университета с помощью космического телескопа TESS обнаружили уникальную тройную звездную систему, которую назвали TIC 470710327. Она находится недалеко от созвездия Кассиопеи и состоит из пары вращающихся друг против друга звезд, а также еще одной более массивной третьей звезды, которая вращается вокруг этой пары. Но самое удивительное, что, по расчетам, в этой звездной системе когда-то существовало четвертое светило, которое одна из «сестер» проглотила, чтобы стать огромной, сообщает Space.

Впечатление художника о двойной звездной системе, похожей на пару звезд в центре новой тройной системы
Представление художника о двойной звездной системе, похожей на пару светил в центре новой тройной системы. Изображение: Space.com

Тройные звездные системы не редкость во Вселенной. Считается, что примерно 10% всех звездных систем являются тройными. В прошлом году в одной из них ученые впервые обнаружили даже вращающуюся вокруг трех звезд экзопланету. Но данная система уникальна тем, что когда-то была «четверной», а такие встречаются достаточно редко. Более того, TIC 470710327 — это единственная известная тройная система, в которой скорость звезд, вращающихся вокруг общего центра масс, крайне высока: один оборот они совершают за один земной день; третья звезда совершает полный оборот вокруг центральной пары за 52 дня. Такая скорость движения очень странная, потому что она слишком велика для звезд такого огромного размера. Это означает, что взаимное гравитационное притяжение этих звезд гораздо сильнее, чем в известных науке системах.

Как образовалась эта тройная звездная система

Ученых заинтересовал необычайно большой размер третьей звезды, расположенной отдельно от центральных пар. Поэтому они решили выяснить, как была создана столь необычная тройная звездная система.

Звездная система состояла из 4 звезд, но одна из «сестер» оказалась «слишком голодной», поэтому просто проглотила партнера. Изображение: European Southern Observatory

«Сначала мы предположили, что первой появилась самая большая внешняя звезда, а потом — две другие. Но в этом случае звезда забрала весь газ и не было бы возможности для образования двух других. Затем мы предположили, что все три светила появились вместе и постепенно притягивались друг к другу. Но этот вариант также был отвергнут, поскольку более массивная звезда в этом случае должна находиться в центре системы, а не снаружи», — говорит Алехандро Винья-Гомес из Копенгагенского университета.

Лишь после очередного моделирования ученые пришли к выводу, что тройная звездная система TIC 470710327 изначально состояла из двух пар звезд. Первая пара осталась целой, но, что касается второй пары, ее цельность была нарушена. Эта пара звезд была там, где сейчас осталась одна большая звезда. Ученые считают, что в процессе эволюции одна звезда из этой внешней пары «поглотила» вторую, то есть забрала все ее звездное вещество и поэтому стала столь чрезвычайно огромной — ее масса составляет 16 солнечных. Это произошло в результате сильного притяжения двух звезд друг к другу.

Исследователи продолжат поиск таких же массивных и компактных третичных систем. «Что мы действительно хотим знать, как в действительности распространены такие звездные системы в нашей Вселенной», — сказал в заявлении соавтор исследования Бин Лю, астрофизик из Института Нильса Бора.

Ранее мы сообщали о том, как ученые смоделировали слияние черной дыры и нейтронной звезды.