Джефф Безос построит радиотелескоп на обратной стороне Луны

Компания Blue Origin Джеффа Безоса может разместить на обратной стороне Луны радиотелескоп FARSIDE. Сделать это она планирует с помощью посадочного модуля Blue Moon. Этот инструмент будет предназначен для изучения ранней Вселенной.

Так представляют радиотелескоп FARSIDE
Концепт радиотелескопа FARSIDE. Источник: www.colorado.edu

Радиотелескоп от Blue Origin

Частная космическая компания Blue Origin может разместить на обратной стороне Луны радиотелескоп Farside Array for Radio Science Investigation of Dark Ages (FARSIDE). По крайней мере, на это уповают ученые. Однако компания должна довести до практического использования свой посадочный модуль Blue Moon.

Радиотелескоп будет представлять собой 128 пар дипольных антенн, расположенных на территории по радиусу 10 км. Вместе с ними на Луну отправят четыре ровера. Все это будет работать как единая система, с большей чувствительностью, чем самый большой на Земле телескоп-«тарелка» FAST.

Передача информации от телескопа на Землю будет осуществляться через спутник-ретранслятор, вращающийся по лунной орбите. Ожидается, что система заработает уже к 2030 году. Но пока у компании Джеффа Безоса нет ничего, что смогло бы обеспечить посадку антенн на Луну.

Почему обратная сторона Луны

Размещение телескопа на обратной стороне Луны имеет свой смысл. На Земле радиоастрономы страдают от необходимости отсеивать большое количество созданных человеком сигналов. Невидимая часть нашего спутника в этом плане очень тихое место.

Массив дипольных антенн будет работать на волне 21 см. Это соответствует частоте 10—40 МГц. Именно на ней излучает энергию нейтральный водород. Когда нашей Вселенной было всего 15—80 млн лет, из него состояло все вещество.

Потом нейтральные атомы водорода начали распадаться на протоны и электроны, мир стал превращаться в тот, что мы знаем, и вспыхнули первые звезды. Самое начало этого процесса и хотят увидеть ученые. На Земле эфир слишком «засорен» для этого, однако в случае с FARSIDE все может получиться.

Шанс для Blue Origin

Реализация проекта FARSIDE имеет еще один вполне земной аспект. Blue Origin считается основным конкурентом SpaceX в области частного ракетостроения. Более того, Безос начал заниматься космосом на два года раньше, чем Илон Маск.

Сейчас в активе компании есть несколько рейсов с туристами, но никакого коммерческого успеха, который можно было бы сравнить с их основными конкурентами, нет. Так что проект FARSIDE может стать тем, что наконец-то выведет их вперед. Хотя, кто знает, что успеет сделать Маск к 2030 году.

По материалам Interestingengineering.com