Два в одном: Hubble сфотографировал пару галактических скоплений

Представленное изображение было получено космическим телескопом Hubble. Оно демонстрирует скопление галактик, впервые идентифицированное под обозначение Abell 3192.

Галактическое скопление Abell 3192. Источник: ESA/Hubble & NASA, G. Smith, H. Ebeling, D. Coe

Как и все скопления галактик, Abell 3192 насыщено горячим газом, испускающим мощное рентгеновское излучение, и окутано ореолом невидимой темной материи. Вся эта невидимая материя, а также множество галактик, которые видны на фото Hubble, составляют настолько огромную массу, что скопление заметно искривляет пространство вокруг себя, превращая его в гравитационную линзу. Более мелкие галактики, расположенные за Abell 3192, выглядят искаженными в виде длинных искривленных дуг по его краям.

Abell 3192 расположено в созвездии Эридана, но вопрос о его удаленности от Земли более сложен. Скопление было первоначально зарегистрировано в 1989 году. В то время считалось, что Abell 3192 представляет собой единую структуру, расположенную на очень большом расстоянии от Земли. Однако дальнейшие исследования выявили нечто удивительное: масса скопления оказалась наиболее плотной не в одной, а в двух разных точках.

Впоследствии было показано, что Abell 3192  на самом деле состоит из двух, совершенно независимых друг от друга скоплений галактик: переднего плана, расположенного на расстоянии около 2,3 млрд световых лет от Земли, и другого скопления, находящегося на значительно большем расстоянии — около 5,4 млрд световых лет от нашей планеты.

Более удаленное скопление галактик, получившее обозначение MCS J0358.8-2955, является центральным на изображении Hubble. Считается, что массы этих двух скоплений галактик соответственно примерно в 30 и 120 триллионов раз больше солнечной. Обе крупнейшие галактики, расположенные в центре снимка, входят в состав MCS J0358.8-2955. Галактики меньшего размера представляют собой смесь двух групп в составе Abell 3192.

Ранее мы рассказывали  о том, как Hubble помог уточнить размеры ближайшей землеподобной экзопланеты.