Деревянный спутник: найден лучший материал для космоса

Команда ученых из Университета Киото и японского лесозаготовительного стартапа Sumitomo Forestry утверждает, что древесина может быть долговечным материалом в космосе и лучшим заменителем металла. В будущем древесина может стать прорывом в сфере устойчивого развития космической экономики. Звучит странно, ведь мы привыкли, что металлы более приспособлены для суровых условий космоса. Но результаты исследований органических материалов в околоземном пространстве превзошли все ожидания ученых.

Древесина может быть лучшим долговечным материалом для космической отрасли
Древесина может быть лучшим долговечным материалом для космической отрасли. Фото: Unsplash

Первый деревянный спутник уже в 2024 году

Впервые о партнерстве было объявлено еще в 2020 году. А в марте 2022-го команда объединилась с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), чтобы отправить три вида древесины на Международную космическую станцию (МКС) для проверки устойчивости каждого из них за пределами Земли. По прибытии на МКС образцы поместили в модуль «Кибо», где они пробыли около десяти месяцев. И вот на прошлой неделе наконец-то появились результаты. Судя по всему, это был грандиозный успех — ученые уже надеются запустить свой первый полноценный деревянный спутник на орбиту уже в следующем году.

«Способность древесины выдерживать смоделированные условия низкой околоземной орбиты (НОО) поразила нас. Теперь мы хотим проверить, сможем ли мы точно оценить влияние суровых условий НОО на органические материалы», — сказал Кодзи Мурата, руководитель проекта и исследователь Киотского университета.

Что касается породы древесины, то японская магнолия оказалась наиболее устойчивой. Причем ученые подтвердили, что у возвращенного образца не произошло никакого разложения или деформаций, таких как растрескивание, искривление, шелушение или повреждение поверхности, а также почти не изменился вес, сообщается в пресс-релизе. Это довольно выдающийся прорыв, учитывая суровые температуры и высокий уровень радиационного излучения, характерных для космоса.

Экологически чистый продукт

Будущее древесины может достичь космоса
Древесина может достичь космоса. Фото: KyotoU Global Comms/Jake Tobiyama

От военных применений до высокоскоростного интернета — общество очень полагается на спутники. Но они создают много реальных проблем как для внутренней, так и для внешней среды Земли.

Как и большинство других космических аппаратов, когда спутники погибают, они часто превращаются в очень дорогой мусор. А когда возвращаются в атмосферу Земли, то создают еще одну серьезную проблему — сгорание алюминия. В результате термической реакции побочный продукт сгорания этого металла может образовать новую дыру в озоновом слое нашей атмосферы.

Таким образом, переход на деревянные спутники может стать лучшим из возможных вариантов решения растущей спутниковой проблемы. Кто знает, возможно, преемник МКС может быть изготовлен из дерева.

Ранее мы рассказывали о бактериях, которые могут производить ракетное топливо.